Древняя Церковь и римское право




     В понимании римлян брак в первую очередь был не средством обеспечить вечную жизнь в потом-стве, а соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Известный принцип рим-ского права, утверждающий, что "брак есть не обще-ние, а согласие" (nuptius non concubitus, sed consensus facit) [18], а также тезис Модестина "сожительство со свободной женщиной является браком, а не конкуби-натом", - из чего следует, что сожительство с рабы-ней, которая не обладает правом дать свободное со-гласие, ни при каких условиях не может быть назва-но браком, - легли в основу гражданского права всех современных цивилизованных стран. Сущность бра-ка видится в согласии, которое, в свою очередь, со-общает значимость и законность брачному договору или контракту.
     Отношение к браку в римском праве как к дого-вору между двумя свободными сторонами было про-грессивным, особенно если сравнивать его со взгля-дами на брак в других цивилизациях Древнего мира. Такое понимание послужило основанием для повсе-местной эмансипации женщины и уравнения ее в правах с мужчиной.
     Мужчина и женщина, вступая в брак, заключали обычный юридический контракт, и потому брак не нуждался в какой-либо третьей стороне, в гаранте его юридической действенности. Государство обеспечило себе право регистрации брачных договоров, которая давала возможность следить за их законностью и обеспечивала материалами суд, если на него выноси-лись споры, связанные с брачными отношениями.
     Римское право, как и Закон Моисеев, предусма-тривало возможность расторжения брачного контрак-та. Условия, необходимые для развода, были весьма разнообразными как до, так и после начала христи-анской эры.
     Христианская Церковь и во времена гонений, и в эпоху союза с римским государством подчинялась римским законам, регулировавшим брак. Даже ко-гда христианство стало государственной религией, древние определения брака как контракта были вве-дены в государственные законы и даже в церковный закон: "Номоканон из четырнадцати глав". Мы на-ходим подтверждение этому и в славянской версии Номоканона, так называемой "Кормчей", которая была основой канонического права славянских стран до начала XIX века.
     Творения святых отцов тоже строятся на римских представлениях и терминологии брака. Вот слова писателя II века Афинагора в его "Апологии" к им-ператору Марку Аврелию (гл. 33): "Каждый из нас считает своей женой ту женщину, на которой он женат согласно вашим законам". Святой Иоанн Зла-тоуст (404 г.) ссылается на "гражданский закон", когда определяет брак как "не что иное, как объеди-нение или средство" (Гомилия 56 на Бытие, 2).
     Число отеческих цитат по этому вопросу можно умножить до бесконечности. Однако их содержание вовсе не показывает, что Церковь оставалась безраз-личной к вопросу о браке, что она не имела своей собственной точки зрения, а просто усвоила господ-ствовавшее римское понятие о браке как контракте. В следующих главах будет показано, что расхожде-ния между Церковью и империей существовали все-гда. Ни разу во всей своей истории христианская Церковь не показала яснее, что она проводит в мир новую, беспрецедентную божественную реальность. Приведенные новозаветные тексты показывают, что эта новая реальность подразумевала совершенно но-вое отношение к браку, в корне отличное от иудей-ского и римского. Но эта новая реальность не выра-жалась в каком то оригинальном брачном обряде, ее природа не требовала отмены законов мирского об-щества. Христиане правильно поняли значение рим-ской юриспруденции. Они оценили ее прогрессивные в социальном отношении стороны. Но при этом они никогда не забывали, что в крещении и в евхаристии им дается новый опыт жизни и совершенствования, опыт уникальный и всеобщий. Поэтому обрядовая сторона при заключении христианами брака понача-лу не имела определяющего значения; в центре вни-мания бьшо отношение к браку его участников, сами их личности. Если вступали в брак христиане, то и брак становился христианским, он подразумевал хри-стианскую ответственность друг за друга и опыт хри-стианской жизни. Поэтому для христиан брак стано-вился таинством, а не юридическим договором двух сторон.


 
Одноименная глава книги: Протоиерей Иоанн Мейендорф
"Брак в православии"
Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000


Hosted by uCoz