Приложение 1

Новый Зовет о браке




     Воскресение изменяет значение брака

     Лука 20, 27-40
     Тогда пришли некоторые из саддукеев, отверга-ющих воскресение, и спросили Его: Учитель! Мои-сеи написал нам, что если у кого умрет брат, имев-ший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять его жену и восставить семя брату своему. Было семь братьев, первый, взяв жену, умер бездетным; взял ту жену второй, и тот умер бездетным; взял ее третий; также и все семеро, и умерли, не оставив детей; после всех умерла и жена; итак, в воскресе-ние которого из них будет она женою, ибо семеро имели ее женою?
     Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божий, будучи сынами воскре-сения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
     На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
     (См. параллели: Мф. 22, 23-32; Мк. 12, 18-27).


     Развод

     Матфей 5, 31-32
     Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. Втор. 24, 1-4). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодей-ствовать; и кто женится на разведенной, тот прелю-бодействует.

     Матфей 19, 3-12
     И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
     Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотво-ривший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и приле-пится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
     Они говорят Ему: как же Моисей заповедал да-вать разводное письмо и разводиться с нею?
     Он говорит им: Моисей по жестокосердию ваше-му позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведет-ся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на раз-веденной прелюбодействует.
     Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
     Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева мате-ринского родились так; и есть скопцы, которые ос-коплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

     Марк 10, 2-12
     Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: поз-волительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разво-диться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. По-сему оставит человек отца своего и мать и прилепит-ся к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог соче-тал, того человек да не разлучает.
     В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и же-нится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

     Лука 16, 18
     Всякий, разводящийся с женою своею и женящий-ся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящий-ся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

     1 Послание к Коринфянам 7, 10-18
     А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, - если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примирить-ся с мужем своим, - и мужу не оставлять жены сво-ей. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, кото-рая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?


     Иисус почтил брак Своим присутствием

     Иоанн 2, 1-11
     На третий день брак был в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что ска-жет Он вам, то сделайте. Было же тут шесть камен-ных водоносов, стоящих по обычаю очищения иудей-ского, вмещающих по две или по три меры. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служите-ли, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.


     Брак - тайна

     Послание к Ефесянам 5, 21-33
     ...повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит са-мого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.


     Второбрачие вдовствующих

1 Послание к Коринфянам 7, 39-40
Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.



 
Одноименная глава книги: Протоиерей Иоанн Мейендорф
"Брак в православии"
Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000


Hosted by uCoz