Приложение 3

Каноническое право, Литиргмчвская практика



КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО


     Православное каноническое право основано на собрании древних текстов, отражающих дисциплину и практику первого тысячелетия христианской исто-рии, а именно:
     - правила семи Вселенских Соборов;
     - правила, изданные на основании постановлений поместных соборов, которые позже приобрели все-общее значение;
     - святоотеческие правила, то есть советы и указа-ния, данные Отцами Церкви и принятые соборами.
     Шестой Вселенский Собор (правило 2) принял и подтвердил собрание 85 Апостольских правил, отра-жающих обычаи Антиохийской Церкви IV века.
     Эти правила составляют основу всех современных законов и решений местных властей, православных патриархатов, автокефальных церквей. В странах, где православие было или является государственной ре-лигией, государство принимало эти каноны в каче-стве руководства для разработки своего законода-тельства.
     Уже первое знакомство с каноническими текста-ми показывает, что они являются не системой, не кодексом, а, скорее, случайно объединенными пра-вилами, появляющимися в связи с различными про-блемами христианской жизни. Некоторые каноны отражают ситуации, не имеющие никаких аналогов в современном мире. Другие касаются вечных цен-ностей и поэтому остаются главным критерием и в нашей жизни. Церковь, и в особенности епископы, ответственна за правильное истолкование и приме-нение канонов, в связи с возникающими современ-ными проблемами.
     Церковь - "столп и утверждение" истины - провоз-глашает и защищает вечную и неизменную истину, почему она всегда должна оставаться последователь-ной в своих суждениях. Но поскольку мы живем в меняющемся мире, способы выражения истины и ее защиты неизбежно меняются. Некоторые каноничес-кие тексты со временем теряют свое значение, и тогда Церковь вправе применить другие и лучшие методы защиты истины или социальных ценностей, заключен-ных в канонах. Например, всякий согласится, что 54-е правило Шестого Вселенского Собора, запреща-ющее брак двух братьев на двух сестрах, в настоящее время потеряло свою актуальность как отражающее социальные идеи другой эпохи и не заключающее в себе какой-либо непреходящей идеи божественного или человеческого характера. Модернизация и исправле-ние устаревших канонов стоят на повестке дня пред-стоящего Собора Православной Церкви.
     В то же время Церковь обязана изъяснять каноны современным языком. Но, поступая так, она не долж-на забывать об основных элементах христианской веры: современный язык должен быть не только сред-ством перевода; он должен выражать те основы, на которых стоят каноны и их незыблемый авторитет, так как многие каноны издавались именно с целью выразить христианскую веру.
     Православная Церковь проявляет особую строгость в применении древних правил к членам клира - к тем, кто призван проповедовать Евангелие не только словом, но и примером собственной жизни. В отно-шении к мирянам она часто применяет принцип "ой-кономии", снисходя до условий человеческой жизни и принимая во внимание конкретные ситуации.
     Ниже мы приводим собрание канонических текс-тов, иллюстрирующих церковную позицию по во-просам брака.

     Брак честен
     Если кто порицает брак... да будет под клятвою (Гангрский Собор, правило 1).
     Если кто девствует или воздерживается, удаляясь от брака, как гнушающийся им, а не ради самой доб-роты и святыни девства, да будет под клятвою (тот же Собор, правило 9).
     Если кто из девствующих ради Господа будет превозноситься над бракосочетающимися, да будет под клятвою (тот же Собор, правило 10).
     Если какая-либо жена оставит мужа и захочет уйти, гнушаясь браком, да будет под клятвою (тот же Со-бор, правило 14).

     Обязательный союз веры
     Не должно мужчине православному с женщиной еретичествующей соединяться, ни православной жен-щине с мужчиной еретиком сочетаться. Но если кто-нибудь допустит что-либо подобное, сделанное кем-либо, брак считать нетвердым, и незаконное сожитие расторгать... Но если некоторые, будучи еще в неве-рии и не будучи причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком, потом один из них, избрав благое, прибегнул ко свету исти-ны, а другой остался во узах заблуждения... и если притом неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или, напротив, мужу неверному с женою верною, то да не разлучаются, по божествен-ному Апостолу: Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор. 7, 14) (Шестой Вселенский Собор, правило 72).

     Отлучение второбрачных
     О троебрачных и многобрачных мы положили то же правило, какое и о второбрачных, по соразмерно-сти. Второбрачных отлучают на год, а другие на два, троебрачных же на три, а часто и на четыре года, и нарицают таковой союз уже не браком, но много-женством, или паче наказанным блудом... Впрочем, не должно вовсе заграждать для них вход в Церковь, но удостаивать их слушания Писаний два или три года, а после этого допускать до стояния (вместе с оглашенными), но удерживать от приобщения свя-тыни, и так, показывающих некий плод покаяния, восстановлять на место общения (святого Василия Ве-ликого правило 4).
     Второй брак не венчается в Церкви, а сочетавши-еся не допускаются к Пречистым Тайнам два года; в случае третьего брака - пятилетнее отлучение от Причастия (святого Никифора Исповедника, патри-арха Константинопольского правило 2) [1].
     Мы провозглашаем, общим мнением и решением, начиная с 920 года, чтобы никто не смел вступать в четвертый брак и чтобы всякий, пожелавший такого сожительства, был отлучен от церковного богослу-жения и ему не было бы позволено входить в святой храм, пока он не оставит названного сожительства... Так же, снисходя к человеческим немощам... мы вы-носим следующее постановление относительно тре-тьих браков:
     - если мужчина достиг сорока лет и хочет всту-пить в третий брак, пусть ему это будет разрешено, но он должен будет воздержаться от причастия до пятидесятилетнего возраста, и даже тогда он не бу-дет подходить к причащению, исключая день спаси-тельного Воскресения Христа Бога нашего (день Пасхи). Мы издаем это правило для тех, у кого нет детей от предыдущих браков, но если у них есть дети, третий брак после сорокалетнего возраста непозво-лителен;
     - если мужчина 30 лет и у него есть дети от пре-дыдущих браков и он хочет вступить в третий брак, пусть воздерживается от причащения до сорока лет, и тогда будет достойным таинств только трижды в течение года: первый раз в День славного Воскресе-ния Христа Бога нашего; второй - на Успение Пре-чистой Госпожи нашей Богородицы и третий - на Рождество Христа Бога нашего. Если у него не было детей и, поскольку похвально желание иметь детей, третий брак будет прощен в соответствии с только что установленными покаянными правилами (Кон-стантинопольский Собор 920 г., также известный, как "Том Единения"; сокр. перевод).

     Покаяние за брак после развода
     Жена, оставившая мужа, если выйдет за другого, есть прелюбодейца... Если же будет усмотрено, что она оставила мужа без причины, то он достоин снис-хождения, а она епитимий. Снисхождение же ему бу-дет оказано в том, что он будет в общении с Церко-вью. Но тот, кто оставляет жену, с которой сочетал-ся законно, и вступающий в брак с другой, по слову Господа (Лк. 16, 18), повинен суду прелюбодеяния. Установлено же правилами Отец наших, таковым год быть в разряде плачущих, два года в числе слушаю-щих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седьмый стоять с верными, и так сподобиться прича-щения, если со слезами каяться будут (Шестой Все-ленский Собор, правило 87).

     Брак духовенства
     Если кто о пресвитере, вступившем в брак, рас-суждает, что не должно причащаться приношения, когда он совершил литургию, да будет под клятвою (Гангрский Собор, правило 4).
     Поскольку мы узнали, что в Римской церкви, в виде правила, предано, чтобы те, которые должны быть удостоены рукоположения во диакона или пресвите-ра, обязывались не сообщаться более со своими жена-ми, то мы, последуя древнему правилу апостольского благоустройства и порядка, соизволяем, чтобы сожи-тие священнослужителей по закону и впредь пребыло ненарушенным, отнюдь не расторгая союза их с жена-ми и не лишая их взаимного в приличное время со-единения. Итак, если кто окажется достойным руко-положения в иподиакона, или во диакона, или во пресвитера, таковому отнюдь да не будет препятстви-ем к возведению на таковую степень сожитие с закон-ною супругою... дабы мы не были принуждены сим образом оскорбить Богом установленный и Им в Его пришествии благословенный брак. Ибо глас Еванге-лия вопиет: Что Бог сочетал, того человек да не раз-лучает (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9). И Апостол учит: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно (Евр. 13, 4); также: Соединен ли ты с женой? не ищи развода (1 Кор. 7, 27) (Шестой Вселенский Собор, правило 13).

     Запрет второго брака священников
     Кто по святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быть еписко-пом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 17).
     Тот, кто взял в супружество вдову, или отвержен-ную от супружества, или блудницу, или рабыню, или актрису [2], не может быть епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ни даже вообще в списке священного чина (Апостольское правило 18).

     Запрет брано после рукоположения
     Повелеваем, чтобы из вступивших в клир безбрач-ными, желающие вступали в брак одни только чтецы и певцы (Апостольское правило 26).
     Пресвитер, если вступит в брак, да низвержен бу-дет от своего чина... (Неокесарийский Собор, пра-вило 1).
     Поскольку объявлено в Апостольских правилах, что из производимых в клир безбрачных только чте-цы и певцы могут вступать в брак, то и мы, соблю-дая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеют позволения, по со-вершении над ними рукоположения, вступать в брач-ное.сожительство; если же посмеет так поступить, да будет низвержен. Но если кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака, таковый да творит сие прежде рукоположения во иподи-акона, или в диакона, или в пресвитера (Шестой Вселенский Собор, правило 6).

     Безбрачие епископов
     Жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучившись с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в еписко-па, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа. Если же достойной будет, да возведется и в достоинство диакониссы (Шестой Вселенский Собор, правило 48) [3].

     
Благословение Церкви
     Отношение к усыновлению детей в древности было скорее безразличным, и в том, что оно совершалось без молитв и сакраментального акта, не видели ни-какого нарушения. Не будучи в состоянии предпи-сать какую-нибудь строгую формальность относи-тельно брака, допускали случаи, когда он оставался без согласования. Но даже если будет найдено объяс-нение положению дел в древности, все равно нет оправдания тому, что мы, достигшие, по милости Божией, более высокого и более святого уровня социальной жизни, пренебрегли одним из этих двух учреждений.
     У нас поэтому есть предписание, чтобы усыновле-ние детей совершалось со святыми молитвами (но велла 24). Мы в настоящее время также повелеваем, чтобы браки утверждались священным благослове-нием и, если супруги с пренебрежением будут отно-ситься к этому, их сожительство во всякое время не будет считаться браком и они не будут пользоваться законными правами брака. Ибо существует либо це-либат, либо брак. Ты желаешь вступить в брак? Соблюдай законы брака. Тебе не нравится брак? Тогда прими целибат, но не прелюбодейство и не притворный целибат.
     (Новелла 89 императора Льва VI (886-912), издан-ная в период между третьим и четвертым браками императора.)

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

СВЯТОЙ СИМЕОН ФЕССАЛОНИТСКИЙ
О БРАКЕ И ПРИЧАСТИИ

Святой Симеон, архиепископ Фессалонитский, является автором известного комментария к различ-ным службам и таинствам Церкви, совершавшимся в его время. Описывая обряд венчания, он сообщает, что священник читает молитвы вместе с молитвой Господней. Святой Симеон говорит: Вслед за тем иерей прикасается к святой Чаше преждеосвященных Даров и возглашает: "Преждеосвященная Святая Святым". И, когда все запоют: "Един Свят, един Господь", - потому что Он - еди-ное освящение и мир, и единение сочетания рабов Своих, - иерей приобщает новобрачных, если они достойны. Они должны быть приготовлены, чтобы и достойно повенчаться, и честно вступить в супруже-ство: потому что конец всякого священнодействия и запечатление всякого божественного таинства - Священное Причащение. И прекрасно делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетающихся, как бы при-сутствовал на браке Сам, Подающий и Сущий, для мирного единения их и единомыслия. Поэтому всту-пающие в брак должны быть достойны причащения, и, как чада Божий, должны сочетаться в святом хра-ме - доме Божием, как бы пред лицем Божиим: так как в Дарах присутствует Сам Священнодействуемый, и предлагается и является посредником между нами. Потом "иерей преподает им из общей Чаши, меж-ду тем как поют: "Чашу спасения прииму". Это де-лается ради Пресвятых Даров и в знамение единения в благомыслии о Боге и потому, что благомыслие их будет происходить от мира и единомыслия. Недостойным причащения, как, например, двоежен-цам и подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая Чаша - в освящение отчасти, благое общение и единение в благословении Божием". 1. В русском издании отсутствует (примеч. пер.). 2. В Древнем мире жизнь в прелюбодеянии считалась неизбежной для рабов и актеров. 3. Мы говорили об исторических причинах, которые объясняют, почему Церковь VI и VII столетий запретила браки мужчинам, готовящимся к епископскому служению. Настоящее правило, на первый взгляд кажущееся противоречащим принципу нерас-торжимости брака, раньше ясно и правильно понималось всеми, а сейчас применяется очень редко. В настоящее время предпочитают избирать на епископское служение лиц из монашествующих или вдовых белых священников.



 
Одноименная глава книги: Протоиерей Иоанн Мейендорф
"Брак в православии"
Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000


Hosted by uCoz