Головна
Єпархіальний відділ
Наше братство
Небесний покровитель
Молодіжки єпархії
Форум
Фотогалерея
Бібліотека
Ресурси
Архів новин

Пишіть нам:
Єпархіальний відділ у справах сім'ї та молоді
uzhmolod@yandex.ru
Ужгородське молодіжне братство
uzhbratstvo@pravmail.ru
Мукачевская епархия
Наш банер

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Протодиакон Андрей Кураев

5 класc

 

1. Как христианство пришло на Русь

2. Подвиг

3. Заповеди блаженств

4. Зачем творить добро?

5 . Чудо в жизни христианина

6. Православие о Божием суде

7. Таинство Причастия

8. Монастырь

9. Христианское отношение к природе

10. Христианская семья

11. Защита Отечества

12 . Христианин в труде

Урок 1. Как христианство пришло на Русь.

 

Вы узнаете:

- Что такое Церковь

- Что такое крещение

 

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:

- Отче, ты не прав!

Старый священник не соглашается:

- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы  ангелов, которые часто молятся вместе со мной.

Юноша попросил священника спросить ангелов  - кто же из них прав… На следующий день священник сказал ему:

- Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей.

 

ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ

Источник своей истории христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует для связи людей и поколений: книгу, школу, музыку, живопись, беседы.

Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Церковь живет и растет, присоединяя к себе новых людей, новые поколения, новые народы.

Христос жил в той стране, которая сегодня называется «Святая Земля», Палестина или Израиль (а во дни Его жизни на земле это была часть Римской Империи).

 

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами.

Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов. В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул, и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.

Русские послы посетили богослужение в этом храме. Они были поражены: «Мы не знали, где мы находимся - на небе или на земле!».

И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христа он призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.

Крещение (не путать с крестным знамением) – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или в большую купель внутри храма) с призыванием Бога.

Первыми, вслед за князем Владимиром, крестились его воины – дружина. С той поры, идя в бой, русские дружинники несли с собой хоругви (т.е. знамена) с изображением лика Христа.

Священники из Болгарии – ученики святых Кирилла и Мефодия - принесли на Русь азбуку и книги. Теперь уже не только в песнях и былинах могла храниться народная память, но и в летописях. Службу они вели на понятном славянам языке. Поэтому высокие призывы Евангелия быстро находили отклик у русских людей.

Люди приглядывались к новой для них вере. На их сердца влияли не только поучения священников. Они видели, как изменился их правитель. Князь Владимир открыл школы для детей. Он рассылал по всему городу повозки с едой, чтобы никто не голодал. В Киеве он начал строить храмы – они стали первыми каменными постройками на Руси. Кстати, в последующие века отличие села от деревни определялось именно наличием в нем храма.

В народной памяти, в былинах князь Владимир остался как «Владимир Красно Солнышко». А в Церкви он считается святым. С 988 года православное христианство стало распространяться по Руси, преображая жизнь людей и их культуру.

Вера в одного, единого Бога собирала славянские племена  и давала им ощутить себя единым народом. В течение последующей после крещения Руси тысячи лет в нашей стране главным при знакомстве с человеком считалось не определение его национальности, а его отношение к той или иной вере.

 

СВЯТАЯ РУСЬ

Вера наполняла жизнь людей смыслом. В храм люди шли и с горем и с радостью. Люди из своей среды выбирали священника и доверяли ему свои исповеди (то есть покаянно рассказывали о своих грехах и принимали советы).

Сделать что-то для храма считалось делом добрым, почетным и радостным.

Конечно, кто-то оставался равнодушным. Кто-то не мог решиться всерьез изменить свою жизнь по учению Евангелия. Кто-то на время воспламенялся желанием жить в добре, а потом решал, что удобнее все же жить просто ради себя. Но все равно человек, совершив грех, знал, что он грешит. И он, и его соседи знали, что правда состоит в другом. Идеал евангельской правды был признаваем всеми. Поэтому Русь, вглядываясь в Евангелие, стремилась к святости и укоряла себя же за то, что остается от нее далека. И за это свое стремление она стала именоваться «Святой Русью».

Русский писатель Александр Солженицын так описал эту особенность нашей жизни:

«Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».

В каждом поколении и в каждом городе вновь и вновь появлялись люди, которые светились верой и любовью. Около их горящих душ отогревалась народная Русь. Среди тысяч святых  Русской Церкви есть святые священники и святые крестьяне, святые воины и князья, святые женщины и дети. Если присмотреться -  святых людей можно найти в нашем народе и поныне.

 

ВРЕЗКА КРЕЩЕНИЕ

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Исполняя эти слова Христа, Церковь крестит людей во имя Святой Троицы (Троица - Один Бог в Трех Лицах).

Воды крещальной купели воспринимаются как воды обновления. Входит в них человек, пропитанный своими грехами, а выходит он уже без них. Крещение дает возможность душе начать новую жизнь. Нередко при крещении человек меняет имя (например, князь Владимир стал именоваться Василием). Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви. Но креститься можно лишь один раз в жизни. Если после этого есть нужда обновить душу, это возможно уже только через покаяние, которое поэтому называют «вторым крещением».

 

ВРЕЗКА

Сегодня  в Русской Православной  Церкви 30 142 храма, в которых служат  около 30 000 священников. Также в нашей Церкви сегодня 788 монастырей (из них – 402 женских). В них несут свое служение около 10 000 монахов и монахинь. Большинство из этих храмов и монастырей расположены в России. Но почти половина храмов, находящихся в ведении Патриарха Московского и всея Руси высятся в других странах – Украине, Белоруссии, Молдове, Казахстане, Японии, США, Германии,.. а один храм – даже в Антарктиде.

 

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Церковью называют христианский храм. А какое новое значение этого слова вы узнали сегодня?

2. Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?

3. Подсчитай, сколько лет назад крестился князь Владимир. Из ответа ты поймешь, сколько лет русской православной культуре.

4. Какое имя и почему русский народ дал князю Владимиру?

5. Первая русская летопись - «Повесть временных лет» - пишет, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились на Руси человеческие жертвоприношения?

 

 


 

Урок 2 Подвиг.

 

Вы узнаете:

- О том, что такое подвиг

- О человеческой жертвенности

 

Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение».При чем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва.

Жертва – там, где что-то по-настоящему дорогое и ценимое отдают навсегда. Отдают без понуждения и без сожаления.

Христианин может жертвовать чем-то ради себя самого, ради других людей и ради Бога.

Делая физическую зарядку, люди укрепляют свои тела. Но точно также есть зарядка для души. Тебя задирают, обзывают, подталкивают к вспышке гнева – а ты держишь себя в руках. Это подвиг ради себя. В тебе укрепляется сила воли. Ты жертвуешь мелкой радостью мести и сам становишься сильнее и благороднее.

Многие христиане  отказываются от того, что могло бы доставить им удовольствие – чтобы потом радость их совести и души была бы сильнее.

Человек поставил перед собой серьезную и высокую цель. И ради ее достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо и приятно, но помешает в главном. Так поступают спортсмены, ученые. И просто умные люди.

Жертва ради другого человека проявляет себя, например, в извинении. Очень трудно пожертвовать своей гордостью, извиниться, искренне понять и признать свою неправду.

Подвиг – это движение в сторону от эгоизма, то есть от привычки себя считать центром жизни не только своей, но и жизни других людей. Эгоист считает, что другие люди должны всегда угождать ему и обсудить его желания.

Сдвинуться с этой эгоистической закрытости – это и есть подвиг. И место такого подвига – внутри самого человека.

Христос сказал, что его ученики смогут горы передвигать с места на место. С той поры прошло 2000 лет. За прошедшие века у Христа было много учеников. Но много гор передвинулось за это время? – Нет. Значит, Христос имел в виду не те горы, по которым можно кататься на лыжах. Труднее всего сдвинуть с места гору своих привычек. Отказ от зависти и от привычки брать самый вкусный кусок, освобождение от лени и от страха – вот первые добрые подвижки.

Жертва Богу, приносимая христианином – это постоянная память о Боге и Его заповедях и стремление жить по ним. Человек жертвует своими капризами ради исполнения воли Бога. Если он переступает через свой эгоизм, значит, он идет путем подвижничества. Вот рассказ об одном таком подвижнике:

Римская империя воевала с персидской. 7000 персов попали в плен к римлянам и стали рабами у солдат. Епископ (старший священник) Акакий решил выкупить их и сказал священникам:

“Бог есть Дух. Он не ест и не пьет. Он не имеет нужды ни в блюдах, ни в чашах. Люди же пожертвовали церкви немало золотых и серебряных сосудов. Сейчас же лучше их продать, а на эти деньги выкупить у воинов пленных персов».

Акакий переплавил сосуды в золотые монеты, выкупил персидских пленников у римских воинов, накормил их, дал деньги на путь к дому и отпустил к персидскому царю. Война на этом кончилась.

Подвижник избирает самое главное и самое святое в своей жизни, и все остальное соотносит с этой своей святыней. Его жизнь становится цельной: все ради главного.

 

Врезка.

Шла война.  В дом, где пряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали ее в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: у меня нет детей. Пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем».

Наталья (так звали эту соседку) осталась одна в хижине, в наступающем вечере, в наступающей ночи. Было темно, было холодно и одиноко. И перед ней не было ничего, кроме ранней смерти. Стоило ей переступить через порог — и она осталась бы жива. Она даже не могла быть уверена, что арестовав ее, каратели не найдут затем и ту женщину, ради которой она отдавала свою жизнь. Может, ее жертва вообще напрасна? И все же она не ушла. Если бы даже погибли мать и дети, она исполнила бы до конца завет: Друг друга тяготы носите, и тако исполните завет Христов. Она взяла на себя всю тяготу этой матери и ее детей. Ее расстреляли.

Но мать и дети были спасены. Они жили как бы во свете этой смерти. Выжившая мать завещала своим детям: мы должны жить так,  чтобы мир не был лишен ничего через смерть этой Натальи... Они о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми ее смертью, поставили себе задачу быть плодом ее жизни.

(митрополит Антоний Сурожский. О подвиге любви)

 

ВРЕЗКА

Целомудрие – «цельность мудрости» человека. Целомудренный человек собран и не позволяет вовлекать себя в опасные и бесполезно-случайные приключения. Он знает цель  своей жизни и великую ценность своей души, и поэтому не разменивается на пустяки и безделье. Кроме того, он не притворяется и не лицемерит. Современный нам подвижник – отец Иоанн Крестьянкин из Псково-Печерского монастыря – однажды сказал пришедшей к нему девушке: «Твои беды, Татьяна, происходят от того, что есть пять разных Татьян. Одна – Татьяна, которую знаешь ты. Другая - Татьяна, которую знаю я. Третья - Татьяна, которую знают твои друзья. Четвертая – Татьяна, которую знают  на твоей работе. Пятая – Татьяна, которую знает Бог. А так быть не должно. Должна быть одна Татьяна».

 

 

ВРЕЗКА. Нимбы золотые.

Ярок свет, что от нимбов идет золотых,

И забвенье его не покроет.

Повнимательней всмотримся в лики святых –

Этих тьму победивших героев.

В их чертах ощущается внутренний лад,

Сочетанье смиренья  и воли.

Сострадательно-скорбен Целителя взгляд,

Весь отвага и собранность – Воин.

Негасимой свечою и солью земли

Их порой называют преданья –

Вдохновенных людей, что за Истину шли

На любые труды  и страданья.

(Надежда Веселовская)

 

 

Вопросы:

1. Перечислите условия, при которых расставание с чем-либо становится жертвой?

2. Слово подвиг связано только с военным временем?

3. Объясните слово «подвижник».

3. Расскажите, а ради вас кто-то чем-то жертвует?


 

 

Урок 3 Заповеди блаженств

 

Вы узнаете

- Когда христиане бывают счастливы

- Как плач может обернуться радостью

- Когда сердце бывает чистым

 

До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются «Заповеди Блаженств». Слово блаженный на старославянском языке означает счастливый.

Нагорная проповедь Христа началась с провозглашения заповедей блаженств. Первая из них – «Блаженны нищие духом». Она говорит о людях, которые стали «нищими» по велению своего духа. Дух – это то стремление души, которое влечет человека к Богу (соответственно, духовность – это то в жизни человека, что вдохновлено Божией благодатью).  Нищие духом  сознательно ограничили свои желания и потребности. Они поняли, что:

Лучше остаться с бедным, но любимым человеком, чем уйти к богатому без любви.

Лучше отказаться от карьеры, если для нее надо предать своих друзей или свои убеждения.

Лучше копить друзей, чем деньги.

Лучше жить в мире со своей совестью, чем угождать приятелям.

В первой заповеди Христа есть очень важная подробность. Она говорит о настоящем времени, а не о будущем. «Вы уже блаженны», а не «вы будете блаженны в вечной жизни после смерти». Продолжение  этой заповеди звучит опять же в настоящем времени: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

«Царство Небесное» - это то же самое, что рай. Многие легенды говорили о рае как о какой-то очень далекой и недостижимой стране или как о месте, в которое души летят после смерти тела.

Христос сказал иначе: «Царство Божие – внутри вас». Значит, Его ученики рай ищут не с помощью космической разведки.

А слова Христа о том, что для «нищих духом» Царство Божие есть, а не просто будет, означают, что для входа в рай нужна не смерть, а вера. Во что верит человек - это владеет его душой.

Если человек решил поступить по заповеди Христа – значит, он признал Христа своим Учителем, Господом. Тогда он – в царстве Христа, в царстве Небесном уже сейчас. И у его души есть повод для радости.

Вторая из прозвучавших в Нагорной проповеди заповедей  звучит так: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Нет, не всякий плач будет иметь добрый итог. Вот кто-то плачет оттого, что у него угнали дорогую машину. Христос не обещает ему награду за такой плач.

А иногда человек теряет покой совести. Если он заметит эту потерю и будет плакать о ней – вот тогда он может получить утешение.

Христианин же может горевать о том, что его душа потеряла ощущение Божией благодати. Когда-то, как он помнит, в его душе было светло. А потом этот лучик потерялся… Человек уже знает вкус «Царства Божия», помнит о нем. Но не ощущает его сейчас. И тоскует его душа и просит Бога вернуться. Вот такой плач точно окажется услышанным.

В библейские времена люди верили, что олени воюют со змеями. Они полагали, что укус змеи для лани опасен, но если лань быстро напьется, то вымоет из себя яд. Поэтому в библейском псалме (гимне) говорится: «как (укушенная) лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже». Для пророка стремительный бег оленя к реке подобен стремлению души, которая однажды уже пережила встречу с Богом, потом потерялась и вот теперь вновь стремится к Нему, страдая от жала греха.

Заповедь «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» - самая неочевидная. Она говорит, что окончательную победу во всех спорах одержит именно тот, кто спорить не стал. В жизни так бывает слишком редко.

Значит, слова Христа говорят о том, что произойдет за пределами обычной земной жизни. Убеждение христианина в том, что человека ждет вечная жизнь даже после смерти его тела, напоминает ему, что его нынешний конфликт с соседом не стоит рассматривать как «последнюю битву».

Победа, которая досталась нечестным путем, будет причинять боль душе. Поэтому в лицо всем победоносным и великим тиранам Христос сказал: земля все равно не ваша, и вы на ней не навсегда. Зато добрые люди вернутся на землю после своей пасхи.

Заповедь «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут», вам уже понятна. Ты уже не считаешь себя совершенством? Ты уже знаешь, что и в тебе есть недостатки? Значит, и тебе нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям.

«Блаженны алчущие и жаждущие правды». Это не о тех, кто желает разгадать чью-то страшную и скандальную тайну. В Евангелии Истиной называется Сам Христос. Чтобы получить радость от своей веры, христианин должен именно «жаждать» Бога, а не просто вяло перелистывать страницы Библии.

«Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сынами Божьими».

 Однажды из Иерусалима в Рим пришел монах. Рим к этому времени еще не успел привыкнуть к своей новой христианской вере. Но Рим привык пышно праздновать свои военные победы. Телемах (так звали этого монаха) шел по городу и вдруг был увлечён толпой горожан на огромный стадион в центре Рима – Колизей. На арене же стадиона началась самая страшная из человеческих игр – бои гладиаторов. Гладиаторы - это рабы, которых на потеху зрителям заставляли драться друг с другом до смерти. Когда Телемах понял, что это всерьез, он выбежал на арену Колизея и закричал: «Люди, что вы делаете?! Не убивайте другу друга!!!».

Гладиаторы замерли. А зрители разгневались на того, кто вздумал мешать их кровожадной радости, и забросали его камнями.

И все же эти римляне уже были христианами… Властители Рима задумались, покаялись и запретили гладиаторские бои. Больше история их не знала.

О силе любви напомнила волшебница-финка в «Снежной Королеве». Олень просил ее дать Герде силу двенадцати богатырей. А волшебница призналась, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть: «Разве ты не видишь, как велика ее сила? Разве ты не видишь, как ей служат люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Она не должна думать, что силу ей дали мы: сила эта в ее сердце».

«Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога». В этих словах Христа – ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремится к ясности. А ясность приходит через чистоту жизни.

Грязь в сердце – это зависть, желание использовать другого человека для достижения своих целей (например, лицемерная дружба).

Чистота сердца – это свобода от упомянутых грязных пятен. Чистое сердце радуется жизни и людям. Чистое сердце не злопамятно: оно не ведет учет – кто сколько сказал обо мне добрых или плохих слов. Чистое сердце – это свобода от подозрительности. Тот, кто не подозревает в других людях плохих замыслов, светлым оком смотрит на мир. Во всех людях и в природе он видит Бога и радуется Ему.

 

 

ВРЕЗКА: Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам (поэт Эрих Фрид).

 

 

ВРЕЗКА Замечательный артист и умный человек Иннокентий Смоктуновский говорил: «Я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел… Мне было шесть лет, и в какой-то праздник тетя дала мне тридцать рублей: «Пойди в церковь, отдай на храм». Тридцать рублей! На эти деньги года полтора можно есть мороженое! Я уже принял решение, что оставлю деньги себе, а тетке скажу, что отнес. И тем не менее почему-то все равно иду к храму. Сам не понимаю, как с зажатым кулаком я оказался около церкви. Зашел внутрь, твердо зная, что никому ничего не отдам. И вдруг подошел к служителю и сказал: «Возьмите на храм, пожалуйста»… С той поры я понял, что Кто-то на Небе поверил в меня. Если бы тогда я не отдал эти деньги, я не смог бы пройти войну, плен, тюрьму».

 

 

ВРЕЗКА Подвиг

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе.

Если скорби земные

Жалом в душу впились, -

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись:

Есть у подвига крылья,

И взлетишь ты на них,

Без труда, без усилья -

Выше мраков земных.

 (Алексей Хомяков)

 

 

Вопросы

1. Какие жизненные выборы совершает «нищий духом»?

2. Сопоставьте две фразы:

Я благодарю миротворца.

Я благодарю Миротворца.

В одном ли и том же значении употребляется слова «мир», «миротворец» в этих фразах? Какой «мир» сотворил Миротворец?

3. Какое искушение преодолел Иннокентий Смоктуновский?

4. Что такое чистое сердце?

5. Почему именно кротким Христос говорит о власти на земле?

 


 

 

Урок 4 (21). Зачем творить добро?

Вы узнаете:

- Как подражают Христу

- Чему радуются святые

 

Все люди согласны с «золотым правилом этики» - «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Но у христиан есть четыре особых причины для того, чтобы не быть эгоистами.

Первая из них - благодарность за подвиг Христа.

Древняя легенда рассказывает о ближайшем ученике Христа – апостоле Петре. Он пришёл в Рим. Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив, возмутили. Среди последних оказался император Рима – Нерон. И вдруг в городе начался сильнейший пожар (64 г. от Рождества Христова). Возможно, сам Нерон поджёг свой город. Но публично он заявил, что поджигателями были христиане. Их стали арестовывать и казнить.

Апостол Петр решил покинуть Рим. И вот, когда он выходил из Рима, на дороге ему встретился другой странник, который, напротив, спешил в дымящуюся столицу. Их взгляды встретились – и Петр узнал Христа…

Пораженный, Петр спрашивает: «Куда ты идешь, Господи?». Христос же ответил ему: «Я иду в Рим, чтобы там умереть еще раз». И Петр содрогнулся. Однажды он уже отрекался от своего Учителя. Теперь же выходит так, что он бросает еще и своих учеников. Петр решил вернуться к своим воспитанникам и в минуту тяжких преследований уберечь их от трусости и предательства, поддержать их и словом и примером…

Христос говорил, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить».

  Подражая жертве Христа, его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. Такое состояние человека называют самоотверженностью.

Однако в православии слова «святой» и «хороший, любящий, самоотверженный человек» не считаются полными синонимами.

 Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился «духовный опыт». У религиозных людей бывают необычные внутренние переживания духовной радости. И это еще одна причина, по которой христиане стремятся к творению добра.

Может быть, в жизни человека был лишь несколько минут  такой радости. Но и их бывает достаточно, чтобы повернуть всю жизнь. Ведь теперь ему стало очевидно: от чего предостерегают заповеди, и что они хотят подарить ему. Об этом – древняя церковная притча:

Некий дикарь спас тонущего в реке царя. Благодарный царь привел своего спасителя в сокровищницу и дал ему целый мешок драгоценностей.  Но дикарь с обидой бросил этот мешок: он не знал цену алмазам и золоту и решил, что  его просто хотят заставить таскать тяжести.

В этой притче золото – это заповеди. А дикарь - это человек, отказывающийся исполнять заповеди. В темноте ни золото, ни алмазы непривлекательны. Но если душа человека осветилась хотя бы малым лучом этой внутренней радости, ему становятся понятны и дороги все церковные заповеди. Тогда он готов всю свою жизнь посвятить поиску уже знакомой ему радости, а, значит, и жизни по заповедям. Поэтому христианин ищет радость для своего сердца, но для этого творит добро другим людям.

 

 

ВРЕЗКА Андреевский флаг

Когда Петра распинали, он упросил палачей: «Я не достоин принимать смерть так, как мой Учитель. Если уж хотите меня распять – распните головой вниз». Брат апостола Петра – апостол Андрей. Он проповедовал на северных границах Римской империи. Он заходил и в те края, где позднее стали жить славянские народы. Его тоже распяли – но на «косом» кресте (Х). В русском народе всегда жило убеждение, что апостол Андрей по Днепру дошел до Киевских гор и предсказал появление здесь великого христианского города. Поэтому имя апостола Андрея всегда особо почиталось на Руси, а косой «андреевский» крест стал изображаться на военно-морском флаге России. И сам флаг военно-морского флота так и называется - «андреевский стяг».

 

 

Бог на земле – не только в небесах:

В густой траве и в луговой гвоздике,

В струях воды и в лиственных лесах,

В тропинке нежной и в девичьем лике…

У многих в душах Божья благодать.

Здесь, на земле, Он ходит между нами:

Идти за Ним или Его предать –

Должны решать мы ежедневно сами.

(Геннадий Иванов)

 

Вопросы

1. Нарисуй кресты: Христов, Петров, Андреевский. Почему крест Петра отличается от креста Христова? Как к этому рассказу применить слово смирение?

2. Сопоставьте слова поэта с легендой о Петре. Можно ли сказать, что с христианской точки зрения предать человека все равно что предать самого Христа?

3. Почему христиане благодарны Христу? Почему такая благодарность особенно побуждает их к совершению добра?

4. Есть слова Христа: «Даром приняли – даром давайте». Как вы их понимаете?

5. Как связаны духовные переживания с желанием делать добро?

6. Как вы поняли притчу о царе и дикаре? Объясните.

 


 

Урок 5. Чудо в жизни христианина

 

Вы узнаете:

- О Святой Троице

- О христианских добродетелях

 

Христиане стремятся творить добро не только из самоотверженности или из желания получить духовную радость. Третья причина – это вера в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.

Для христиан чудо по-своему логично: если есть Бог, а мир и его история – это книга, которую пишет Бог (помните слова Ломоносова?), то Бог как Автор может вносить поправки в сюжеты земной жизни.

Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться трём. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше тех ограничений, которые Он же наложил на мир. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Святая Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует, что Бог свободен даже от законов школьной арифметики.

Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал о чуде в жизни его семьи: «Мой дед более двадцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение православной веры. Когда его забирали — а дело было в 1932 году — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью раздался стук в окно, и бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».

Как видим, для верующих людей чудо – это не обязательно видение ангела. Для христианина чудом может быть встреча с тем человеком, который только и мог помочь в трудной ситуации.

Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.

Раз уж он хочет помощи от Бога – то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Хочешь, чтобы Бог послал тебе ангела? – Сам стань ангелом для кого-то.

Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель.

Добродетель – это видимое проявление внутренних добрых свойств жизни, души, характера человека. Три главные христианские добродетели: Вера, надежда, любовь.

Вера – это верность самым светлым минутам своей жизни. Когда кажется, что все бессмысленно, что надо покинуть свой дом, любимого человека, саму жизнь… Но человек вспоминает то светлое, что когда-то все же было в этом доме, и в его жизни, и в его дружбе, и в его любви. И ради этого светлого он остается другом и сыном, мужем и воином. Остается с верой в возвращение света, понимания и любви.

 

ВРЕЗКА

Гимн любви.

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, всему верит, всего надеется, все переносит. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

 

 

ВРЕЗКА:

Христианские добродетели: чистота, справедливость, рассудительность, мужество, великодушие, благотворительность, гостеприимство, общительность, честность, искренность, терпение, искание добра друг другу (то есть человек сам ищет, чем может помочь, не дожидаясь просьбы), помощь странникам и беженцам (странноприимство), радушие, щедрость, смелость, долготерпение, сострадательность, трудолюбие, смирение, милосердие.

 

ВРЕЗКА

Что нужно иметь,

Чтобы счастьем владеть,

Принимая судьбу свою?

– Веру простую,

Надежду святую

И любви живую струю.

(Александр Солодовников)

 

ВРЕЗКА: Евангельское слово о Боге-Троице:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына

и Святаго Духа».

 

 

ВОПРОСЫ

1. Бывало ли, что родители поступали против вашей воли, а вы потом понимали, что они сделали правильно?

2. Как связаны вера и верность?

3. В чем проявляет себя любовь?

4. Попробуйте написать, какие добродетели вы видите в ваших одноклассниках. Но эти листочки никому не показывайте, а передайте учителю.


 

Урок 6. Православие о Божием суде.

 

Вы узнаете:

- Как видеть в людях Христа

- Почему христиане верят в бессмертие

 

 

В Евангелии есть притча о Божием суде:

В последний день мировой истории все люди, все народы, когда-либо жившие на земле, соберутся перед лицом Христа. После всеобщего воскресения Христос «отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлищ; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлищ - по левую».

Люди спросят Его: почему Ты осудил нас? Христос же ответит: отчего, когда Я был голоден, вы не дали Мне есть? Почему, когда Я жаждал, вы не напоили Меня? Я был странником, а вы не приняли Меня. Я был наг, и вы не одели Меня. Я был болен и был в тюрьме, но вы не посетили Меня...

Недоумевающие люди вопрошают – но мы не видели Тебя голодным или просящим у нас ночлега. Если бы мы знали, что Ты в больнице, к Тебе-то уж точно мы зашли бы с гостинцем!

Христос же отвечает: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из людей, то не сделали Мне.

Это значит, что каждое доброе или злое слово, сказанное любому из людей, Бог принимает на свой счет. Помощь, оказанная случайному незнакомцу или давно знакомой родной бабушке – это помощь Богу. Но оскорбление, нанесенное любому из людей, Бог принимает как нанесенное Ему, то есть как Богохульство. Любой человек – посланник Неба на земле!

В культуре христианских народов есть много рассказов о том, как человек совершал некие добрые или злые действия по отношению к незнакомцу, а тот вдруг оказывался Самим Христом. Например, поэт Вячеслав Иванов в свою повесть о Светомире царевиче включил такой эпизод:

На берегу предстал царевичу великан. Сам исполин какой-то косный, косматый, будто страховидный, но глаза из-под густых бровей глядели нежно и ласково сияли. Царевич обратился к нему улыбаясь: «Как величать тебя, добрый человек?»

— Я Христофор… Пришла мне с юности охота послужить самому сильному господину. Нашел я царя, самого сильного, и подвизался на него работать как на своего господина. А как услышал, что царь тот боится черта, ушел я черту служить. Да увидел я однажды как черт от креста бежит: Распятого боится. Ну, и пошел я тогда искать Распятого. Забрел в пустыню, а там старец отшельник стал мне сказывать про Христа. Я и говорю ему: «По всему вижу, что Он сильнейший. Ему и послужу». И слышу раз ночью слабый голос зовет. Вижу у воды младенца, молит жалобно его перенести. Взял я палку, посадил дите на плечо себе. Иду. А вода подымается, гудит, ревет, не пускает, поглотить грозится. Ребенок претяжелый стал, через силу несу. Помирать, думаю, час настал. Боюсь лишь не загубить бы дитятю. Насилу добрался до берега. И говорю младенцу: «Тяжел ты был, точно я бремя всего мира на себя взял». А он мне говорит: «Оно не удивительно, что тяжело тебе было, ибо ты нес мир и Творца мира». И, видя мое удивление, еще говорит: «Я Христос, Которого ты ищешь». И тут же Он и окрестил меня, и Христофором назвал» (имя Христофор в переводе с греческого означает тот, кто несет Христа).

За словами Христа («что вы сделали одному из….») таится подсказка – как вести себя в трудной жизненной ситуации. Если тебе плохо – оглянись. Найди человека, которому, может быть, еще труднее, чем тебе. Помоги ему. Если не деньгами, то добрым словом и добрым взглядом, улыбкой. Может быть, от этого человека ничего доброго к тебе не вернется. Но у Бога много людей. И то, что ты одолжил одному, может вернуться через другого.

В Библии есть совет о том, как Бога сделать своим должником: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (в церковно-славянском переводе это звучит очень емко и мелодично: «милуяй нища взаим дает Богови»).

Эти слова означают, что свой долг такому человеку Бог возвращает всегда, но не всегда той же валютой. Человек дал бедняку рубли. А взамен от Бога он может получить… Нет, не деньги, а доброе бессмертие.

Человеческая жизнь на земле не бесконечна. Поэтому во все века люди пытались понять, что же там, за порогом земной жизни.

Если кто-то общался с людьми по Интернету, а потом его компьютер поломался, означает ли исчезновение человека из Интернета его смерть? Вот так и поломка тела не уничтожает душу.

Убеждение многих древних религий можно пересказать современным образом: тело подобно ракете, которая за несколько коротких минут выносит космический корабль в его долгий полёт. Тело умирает, а человек – нет. Просто его душа перестает пользоваться телом.

Кроме того, христианин полагает, что даже поломки души (т.е. грехи) не могут ее уничтожить. Но они могут ее искалечить. Бессмертие человека может не обрадовать его. Качество бессмертия зависит от качества любви.

Представь, что к тебе приехал погостить твой почти незнакомый дальний родственник. Он привез для тебя множество очень хороших подарков. Но просто он забыл, что за те годы, что вы не виделись, ты очень вырос. А он такие замечательные погремушки тебе привез! И очень хорошую детскую коляску! А тебе уже 11 лет…

Последнее взросление и последний переход – это выход из тела, то есть смерть. Как раньше человек вырастал из своих детских одежд, так однажды он перерастет своё тело. Его душе станет нужно то, что сможет принести радость именно ей, а не телу, которое стало слишком тяжелым и тесным. Но научился ли уходящий человек ценить именно такие, духовные и вечные радости?

Если человек не любил Бога и других людей, то он и в вечности останется одиноким.

Кроме того, христианин помнит и о том, что бессмертен не только он, но и те, кого он обидел. Один современный поэт сказал: «никому нет конца – даже тем, кто не с нами». Они же тоже будут уже приняты Богом. Значит, они станут другими, они станут добрее. А если я по старой своей памяти буду на них сердиться – я причиню себе ненужную боль. Поэтому надо успеть примириться с людьми до своего (или их) ухода из земной жизни.

Таков четвертый мотив христианина для того, чтобы творить добро.

 

 

Врезка

У политиков есть такое выражение – casus belli (казус белли). Повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель  считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны.

 

ВРЕЗКА

 Древнерусская летопись:

Прислали греки к князю Владимиру философа. Он показал Владимиру завесу, на которой изображено было суд Господень. Владимир же, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, горе же тем, кто слева". Философ же сказал: "Если хочешь с праведниками справа стать, то крестись". Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою.  

 

 

 

ВРЕЗКА

 

Пока живу - Тебе молюсь,
Тебя люблю, дышу Тобой.

Когда умру – с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала,

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть – благодарю!

(Дмитрий Мережковский)

 

Вопросы

1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека?

2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.

3. Добрыми людьми могут быть только христиане? Обсудите это с одноклассниками

 


 

Урок 7. Таинство Причастия

 

Вы узнаете:

- Как Христос передал Себя ученикам

- что такое церковное таинство

 

Перед Своим уходом на Крест Христос собрал апостолов. Это было прощальная трапеза. Она так и называется на разных языках – «Последний ужин» или «Тайная вечеря». Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: «Пейте все. Это – кровь Моя нового завета, которая за вас и за многих изливается».

После этого он разломил хлебную лепешку и протянул апостолам: «Вкусите (ешьте). Это – Тело Мое, ломимое во оставление грехов».

Христос завещал – «творите это в Мое воспоминание».

Мы с вами уже знаем, что, согласно Евангелиям, Христос, хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес. Мы также с вами уже говорили о том, что христиане надеются вслед за Христом стать участниками радостного всемирного Воскресения.

Связью между этими двумя пасхами считается причастность каждого христианина телу воскресшего Христа: «если воскресло тело Христа, то ради того, чтобы моя бессмертная душа вновь соединилась с моим же телом, то есть ради своего воскресения я сам должен стать частичкой Христа».

А чтобы люди стали частичками Христа, Его «причастниками», Христос на Тайной Вечере дал людям Свое Тело. Но чтобы люди не пугались – Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.

Первыми «причастниками» стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.

Мы помним, что в жизни христиан есть очень важное для них слово – «благодать». Это добрый дар от Бога к людям, а точнее – действие Бога в человеке. Так вот, согласно Библии, Христос Своим апостолам дал обещание отзываться на их молитвы. «Где двое  или трое собраны во имя Мое – там и Я есть» - сказал Он им.

Это означает, что у собрания христиан появляется новое и неожиданное качество: человеческая ограниченность восполняется от бесконечной Божественной силы и любви. На языке православной мысли это называется чудом церковной соборности. Жизнь Церкви нельзя описать только теми словами и законами, которыми описывают жизнь любого человеческого общества.

Там, где собирались апостолы, они молились, и и Христос вновь придавал обычным лепешкам те же свойства, что и во время Тайной Вечери. То есть хлеб становился больше, чем хлебом, а вино становилось больше, чем вином. Это не проявлялось в перемене вида или вкуса. Просто апостолы и причащаемые ими христиане ощущали, что с этим хлебом в них входят Христова сила и благодать. Они понимали теперь слова Христа – «Пребудьте в любви Моей… Радость Моя в вас да будет и радость ваша будет совершенна».

Там, где течет кровь живого существа – там его жизнь и  его тело. Если христианин принимает кровь Христа – он становится частичкой Тела Христа. А где Тело Христа - там Его дух и Его любовь. Вот почему христиане не считают невыполнимой самую странную заповедь Христа – «любите врагов ваших». То, что неисполнимо для людей, по уверению Христа станет возможным, если вместе будут человек и Бог. Любовь Христа, описанная в Евангелиях, безгранична, и простирается даже не тех, кто сами себя считали Его врагами. Тот, кто причастен Христу, причастен этой Его любви. И поэтому сможет с помощью Христа исполнить и заповедь о прощении и любви к своим врагам.

 

ХРИСТИАНСКИЕ ТАИНСТВА

Причастие Христу в Церкви называют «таинством». Таинство не потому, что это секрет (мол, мы-то знаем, что и как, но другим не скажем!), а потому что тайна. Даже священник не знает, как же происходит претворение хлеба в Тело Христа. Человек вполне может знать только то, что он делает сам. А таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

Таинство, с христианской точки зрения – это действие не человека, а Бога.

То, что Христос сказал, передается через Писание. То, что Он сделал для людей (соединение их с Богом) – передается через Церковь. Поскольку Христос оставил людям не только свои слова, но и всего Себя - Свою Жизнь, Тело и Кровь, то Он нашел возможность передавать все эти Свои дары всем людям (а не только апостолам). Для этого Он создал свою Церковь в которой Он же совершает Таинства. Важнейшие из них – Причастие и Крещение. В православном понимании священник похож на почтальона, который посылки от Бога (Таинства) разносит людям.

Задача Церкви – разнести по всем странам и по всем эпохам те дары, которые Христос две тысячи лет назад дал двенадцати апостолам. Православные говорят: во дни Своей жизни на земле Христос спас человечество, а до каждого отдельного человека это спасение доносится через его участие в жизни Церкви и в ее таинствах.

Через апостолов и их учеников (патриархов, епископов и священников) Бог совершает таинства в христианской Церкви. Поэтому православные люди убеждены, что Церковь – это не просто собрание одинаково верящих людей. Церковь – это присутствие Христа в мире. Апостол Павел называл Церковь «Телом Христа».

Таинство святого причастия совершается на службе, которая называется Литургия. Это слово в древней Греции означало «общее дело», а также то, что совершается не ради денег, а просто ради пользы людей.

Христиане идут в храм именно ради участия в таинствах Церкви, . Это означает, что они идут в храм не для того, чтобы туда отнести что-то свое, а для того, чтобы получить от Христа через Церковь то, что нельзя изготовить самим. Человек может сам молиться, изучать Евангелие, делать добрые дела. Но Тело Христа можно только принять.

В религии есть то, что люди делают ради Бога. А есть то, что Бог делает ради людей. Евангелие говорит не о той жертве, которую люди приносят Богу, а о той, которую Бог принес людям. Ради людей Христос когда-то взошел на Крест. И ради людей Тело Христа дарит Свои пасхальные свойства тем, кто готов его принять.

 

 

Врезка

 

Выражения «Ветхий Завет» или «Новый Завет» имеют два значения. Прежде всего - это состояние отношений между Богом и людьми на разных этапах библейской истории. Бог заключал с людьми несколько последовательных заветов (союзов): с Адамом (первым человеком), с Ноем (главой семьи, выжившей при потопе), Авраамом (родоначальником еврейского народа) и Моисеем. Собственно, именно завет с Моисеем и называется «Ветхим». Он, как и завет с Авраамом, заключен только с одним еврейским народом. Новый Завет заключен Христом со всем человечеством. История и содержание первых четырех Заветов излагаются в «Священном Писании Ветхого Завета». Новый Завет заключен Христом через Его жертвенную Кровь, а описано это событие апостолами-евангелистами в книгах Нового Завета.

 

 

ВОПРОСЫ и задания

1.  Как главная надежда христианина связана с Литургией?

2. Что происходит во время Литургии?

3. Что значат слова причастие и Тайная Вечеря?

4. В чем главное назначение Церкви?

 


 

Урок 8. Монастырь

Вы узнаете:

- Почему люди идут в монахи

- От чего отказываются монахи

 

 

Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов или иноков (монах - от греческого монос - «один»; инок – от древнеславянского слова ин, «один»; сравните слово иной – «другой, особый»).

Монах (монахиня) – это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить без семьи. Сам он считает, что он не столько отказался, сколько согласился: согласился с некиим «зовом» - зовом Бога, который указал ему на его призвание.

Свои призвания ощущают ученый и спортсмен, офицер и врач.

Монахом же становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.

Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». Первый христианский монах - святой Антоний Великий - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

Со врменем люди заметили в глазах монахов какую-то особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений и зависти.

И горожане и князья стали зазывать монахов к себе: «вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите нам приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».

Так кроме монахов-пустынников появились городские «монастыри» - общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские. В течение многих веков почти все книги (и не только церковные) переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы часто создавались именно при монастырях.

Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре «в послушании», то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьезное и мужественное решение: я не буду сам решать, что мне сейчас ко благу или нет, а буду спрашивать об этом у более опытных и мудрых людей. Так он сберегает много времени и сил для своего роста. Ведь и в мире науки и техники никакое развитие было бы невозможно, если бы каждый новый ученик решил лично перепроверять все, что было создано и открыто до него.

Когда же послушник лучше присмотрится и к себе, и к жизни монастыря, он просит принять его в монахи. Он приносит «монашеские обеты», то есть обещает жить в послушании, безбрачии и без личных вещей («нестяжание»).

После произнесения обетов послушника «постригают». С него и в самом деле состригают несколько прядей волос. В древнем мире это был знак рабства. Постриг монаха означает, что он сам, свободно, отдает себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.

Это очень нелегкий путь. Но это самый прямой путь к святости.

Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов, на защиту своего имущества. Монаху нечего делить, то есть, у него нет этого повода для ссор. А это значит, что он может быстрее достичь внутреннего мира в душе, что является прямым путем к Богу.

Монашество есть не только у православных христиан. Люди в самых разных странах понимали, что одиночество и сосредоточенность  бывают нужны для познания внутреннего мира человека. Монашество – это один из ответов на главный вопрос человеческой культуры: в чем смысл жизни человека.

По всему миру на разных языках люди рассказывали легенду о царевиче Иоасафе. В Греции и на Руси она звучала так:

Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец так обставил жизнь сына, чтобы ничего не огорчало его. Даже прислуживали ему только красивые молодые люди. Но однажды в городе на Иоасафу попались слепец и инвалид. «Почему у них столь неприятный вид?» - воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел немощного старика. И снова для царевича стало новостью, что таким станет каждый и что в конце концов за старостью следует смерть. «В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?» – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться  беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом…

Не всегда монахом становятся в юности. Многие русские князья  (в том числе св. Александр Невский) принимали монашество, чувствуя  приближение смерти. Порой и семейные люди становились монахами. Правда, церковные правила запрещают уходить в монастырь тому, на чьем попечении еще остаются дети.

Вот жизнь одного монаха:

В конце 19 века в Крыму родился Валентин Войно-Ясенецкий. Он стал врачом, хирургом. За научные труды ему была присвоена ученая степень доктора медицинских наук. Вскоре произошла революция. Положение православной Церкви в стране сильно изменилось. Начались преследования священников. Теперь Валентин считает нужным помогать не только телам, но и  душам людей. Он становится священником и принимает монашество. Теперь его имя – Лука.

Вскоре Луку арестовали. Судья оскорбительно спросил его:

— Скажите, поп и профессор Войно-Ясенецкий, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Лука ответил:

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы?

Затем последовали долгие годы  ссылок. Но даже в заключении святой Лука лечил людей – как заключенных, так и охранников. В годы Великой Отечественной войны он спас жизнь сотен раненых бойцов, а после победы был удостоен очень высокой награды – он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Сегодня хирурги делают операции лучше, чем св. Лука: наука, которой он служил, продолжает развиваться. Но те евангельские заповеди, которые воспитали св. Луку и которые он сам напоминал другим людям, не устарели. Ведь они говорят о том, как сделать свою жизнь свободной от душного эгоизма, как найти себя, свою веру и своего Бога.

 

 

ВРЕЗКА

В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? -  спросил один монах? – Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А А как мы будем ссориться? – Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах.- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться.

 

 

 

ВРЕЗКА

Монашеское облачение

На голове монахи носят головной убор, который называется «клобук». Он понимается как подобие воинского шлема  и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Мантия – облачение, окутывающее все тело как знак жизни под Божией защитой.

Чётки – бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.

Пояс сделан из кожи мёртвого животного как напоминание о том, что всякая плоть смертна, а заботиться надо прежде всего о жизни души.

Сами монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», клобук - «шлем веры».

 

 

Вопросы и задания

1. Объясни значения слов инок и монах.

2. Вы хотели бы найти свое призвание?

3. Почему монахи так ценят послушание?

4. Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

5. Если в вашем классе есть буддисты, спросите потом у них –знакома ли им история о царевиче, который стал монахом. Послушайте их рассказ.

6. Почему св. Лука считал, что и став монахом, он должен остаться врачом?

 


 

 

Урок 9. Отношение христианина к природе

 

Вы узнаете:

- Что делает человека выше природы

- Какую ответственность несет человек за сохранение природы

 

 

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца.

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди.

Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение.

Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина.

Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.

К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм.

Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.

Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин (Владыка) на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».

Бог выше человека, а человек выше природы: христианство не считает людей ровней с животными. Человек выше природы потому, что у океанов и вулканов нет разума, а у человека – есть. У человека есть совесть, а у звезд ее нет. У человека есть свобода и ответственность, а у облаков и водопадов – нет. У человека есть «образ Божий», т.е. разум и свобода. И именно поэтому на человеке лежит ответственность за мир. Кому больше дано – с того больше спросится. Волк и заяц – это просто части лесной жизни. Никто из них не отвечает за сохранение всего леса.

Поэтому перед Творцом, который создал и человека, и лес, и океаны, человек отвечает за то, убил ли он эту жизнь и эту красоту или преобразил.

Сегодня многие люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищет способы защитить ее от нас. Экология – это наука, которая изучает отношения человека и природы для того, чтобы и в будущем природа радовала людей.

Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя бездумно сорить и оставлять за собой грязь. Бесцельное обламывание живых веток кустов и деревьев – тоже грех. Такое поведение вредит не только природе. Оно еще и в душе такого хулигана создает привычку к злобе и разрушению.

Христианское милосердие может распространяться не только на людей, но и на животных. Из Библии в русскую речь вошла поговорка – «блажен, иже и скоты милует» (Притч.12, 10. церк-слав.перевод).

Милосердное отношение к ним проявляет себя, в частности, в том, что человек заботится о домашних животных, не выбрасывает их на улицу как ненужную вещь, если они состарились или стали доставлять неудобства и хлопоты. И, конечно, пресекает всякие издевательства над животными (как домашними, так и дикими) и жестокое отношение к ним.

 

Врезка

Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот».

 

Врезка Библейская история

Однажды мир уже пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей потопом и спасти  только одну семью – праведника Ноя. Несколько лет Ной строил корабль-ковчег. Он звал людей, но никто не верил в то, что потоп может захлестнуть мир. Как пошутит потом святой Амвросий Оптинский – «Ной звал людей, а пришли одни скоты». И в самом деле, Ной заполнил свой ковчег только животными, которым угрожал потоп. Чтобы они смогли продолжить свой род, Ной брал их по двое. Отсюда пошла поговорка «каждой твари по паре». Сорок дней сильнейшего дождя смыли все остальное человечество с лица земли… Конечно, при этом погибло и множество животных. Причиной же этой катастрофы были именно бездумные человеческие поступки.

(С той поры слово ковчег имеет еще и смысл прибежища)

 

ВОПРОСЫ и задания

1. В чем проявляется милосердие к животным? Есть ли у тебя домашние питомцы и какие у тебя обязанности перед ними?

2. Что Бог вложил в Библию, а что в «книгу природы»?

3. О каких книгах Ломоносов говорил, что они написаны Богом?

4. Чувствуют ли животные доброе сердце человека? Встречались ли вам такие случаи?

5. Вам знакомо слово «экологический кризис»? Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

 

 


 

Урок 10. Христианская семья

 

Вы узнаете:

- Что такое венчание

- Что означает обручальное кольцо

 

Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени их самостоятельного полёта.

Семья основана на радости и создана ради нее. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, любимый человек нравится. Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нем радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Любить – значит всю жизнь другого человека сделать своей. А всю свою жизнь отдать другому. Другой радуется - и я счастлив. Но если он болеет - и мне плохо.

Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они – «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец – это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам – людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.

Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья – все равно они должны оставаться вместе.

 Учиться любить надо еще  в родительском доме, иначе любовь не приживется и в твоей новой и взрослой семье.

Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (бремена – от слова бремя: тяжесть, тягота).

 Нужно уметь заранее замечать, что может причинить боль дорогому человеку. Такое умение называется «тактичность». Вот ее пример: в крестьянской семье уже выросли взрослые сыновья. Один из них, Семен, однажды  во время полевых работ сварил для всех обед. Прошло полгода с того дня, и в какой-то праздник отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь был пост; ты знаешь, я ел ее как падаль». — «Что же ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Потом Семен стал монахом. В православном мире он сейчас известен как святой Силуан Афонский. Рассказывая этот случай, Силуан добавлял: «Вот таким должен быть отец. Подумайте, он полгода ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна.

 

 

ВРЕЗКА

Иногда взрослые учатся у детей. Христос сказал: «если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Именно эти слова в Евангелии читала бабушка Герды и Кая, когда ее внучата наконец вернулись домой.

 

 

ВРЕЗКА Библейская история

У Ноя было три сына. Уже после потопа Ной  стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но еще и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя - вошел в шатер, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал всю семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и учителям.

 

ВРЕЗКА Молитва дитяти

 

Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.

Быть может, ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.

Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!

 (Иван Никитин, 1853)

 

 

Вопросы и задания

 

1. Какие добрые качества присущи детству? Как вы думаете, почему Христос поставил детей в пример взрослым?

2. Почему заключение брака в церкви называется венчанием?

3. Что означает венец над молодоженами?

4. Какое поведение называется хамским?

5. Разрешает ли совесть бросать заболевшего или постаревшего супруга?

6. Какие традиции есть в твоей семье?

 


 

 

Урок 11. Защита Отечества

 

Вы узнаете:

- Когда война бывает «справедливой»

- о святых защитниках Родины

 

Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.

Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую.

Эти слова – об обидах, причиненных тебе. Свою обиду ты можешь простить. А если обижают твою сестренку? Маму? Родину?

Есть ведь и другие слова Христа: «всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.

Вечером 28 ноября 2008 года пьяный бандит позвонил в квартиру Табаковых в подмосковном городе Ногинск-9. Дома были только дети: 7-летний Женя и его 11-летняя сестра Яна. Они поверили словам за дверью, будто им принесли «заказное письмо». Угрожая ножом, бандит потребовал отдать ему деньги. Затем он связал девочку и стал её мучить. В это время в комнату вошёл её младший брат. Бандит пригрозил, что убьёт его, если он не выйдет. Сбегав на кухню, мальчик взял нож и ударил мужчину. Преступник побежал за Женей, а девочка выбежала из квартиры и позвала на помощь. В это время насильник схватил мальчика и нанёс ему 8 ударов ножом в спину. Женя скончался. Указом Президента Российской Федерации Женя Табаков награждён посмертно Орденом Мужества за самоотверженность, проявленную при исполнении гражданского долга.

Когда в 1812 году французский император Наполеон привел свою армию в Россию, то все народы России – русские, украинцы, калмыки, башкиры, грузины, татары и другие встали на защиту нашей общей Родины.

С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну, и за ее духовные святыни.

Но нельзя силой оружия навязывать свою веру. Русская поговорка гласит: «Невольник - не богомольник». Христос никого не заставлял слушать Его слова. Он много раз говорил Своим ученикам, что их будут преследовать из-за веры в Него, но он никогда не говорил им: «Вы должны преследовать других во имя Мое».

Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.

В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским. Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре - вернуться в боевые ряды. Пересвет и Ослябя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа – «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).

Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы.

Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства. Даже на войне надо остаться человеком. Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку.

Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны

Когда, разбив Наполеона, русская армия подошла к его столице – Парижу - французы сдались. Парижане в трепете ждали мести за сожженную Москву. Но все было мирно. И вот на балу русский Император Александр Первый пригласил на танец бывшую жену Наполеона Жозефину. Та с тревогой спросила: «Теперь, наверно, вы переименуете парижский мост Аустерлиц?». За 9 лет до этого в битве под Аустерлицем войска Наполеона нанесли поражение русской армии, которой командовал Александр. В честь той победы Наполеон назвал мост в своей столице...  Но русский царь ответил: «Зачем мне переименовывать этот мост? Мне достаточно, что по нему прошли мои солдаты!».

Православные воины умели воевать и умели достойно возвращаться с войны.

Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.

Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений. В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался…

Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге. В истории Российской Империи было три императора с именем Александр – все они получали свои имена в честь святого князя Невского.

Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того: он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он мог бы ездить по балам, показывая свои многочисленные заслуженные ордена. Но вместо этого он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.

 

 

ВРЕЗКА

Так как Всевышний Бог терпит на земле все веры, то и Ея Величество из тех же правил, сходствуя Его святой воле в сем поступать изволит, желая только, чтобы между ее подданными всегда любовь и согласие царствовали

Из указа императрицы Екатерины Великой (1773 г.).

 

 

Вопросы

1. Может ли война быть справедливой? В каком случае?

2. Какие поступки недопустимы даже на войне?

3. Какие слова Христа вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве?

4. Одинаково ли надо реагировать на обиды, нанесенные тебе и любимому тобой человеку?

Прочерти правильные ответы из этих слов

Я:

 Могу                   простить обиду                    сестренку

 Не должен        защитить                               мою

 должен              вступиться за                       себя

                            отомстить за                        Родину

 

5. Знаете ли вы войны, где против общих недругов России вместе сражались христиане, мусульмане, буддисты (татары, калмыки, русские и другие народы)?

 


 

 

 

Урок 12. Христианин в труде

 

Вы узнаете:

- О первом грехе людей

- Какой «труд» напрасен

 

 

Сначала Библия говорит о том, как трудился Бог, создавая наш мир. Потом она говорит о том, как Бог призвал к труду человека. Первые люди (Адам и Ева) были поселены в райском саду. Это был уголок земли, где звери слушались людей и не было смерти.

Заповедь труда была дана среди четырех заповедей:

- умножения жизни («плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю»);

- возделывания и хранения сада;

- познания мира («нареки имена животным»);

- поста.

Эта четвертая заповедь говорила: «не вкушай плодов древа познания добра и зла». В православии ее воспринимают как заповедь о посте по той причине, что пост – это временное воздержание от чего-то хорошего ради того, чтобы приобрести нечто лучшее.

Поэтому нельзя поститься (то есть временно удерживаться) от зависти: зависть всегда плоха. Но можно некоторое время воздерживаться от сладостей (которые после поста станут еще вкуснее).

Все деревья райского сада были насаждены Творцом, и всеми их плодами человек мог пользоваться – кроме плодов древа познания.

Человек должен был бы вкусить и эти плоды, но не сразу. Сначала он должен был окрепнуть в своем служении добру и следовании Богу. Человек должен был потрудиться: изменяя мир, он должен был менять и себя. В «древе познания» не было никакого зла. Более того – оно было святыней.

Но вместо пути труда человек предпочел пойти путем магии.  Мол, просто съем этот плод – и сразу стану мудрым. Однако, мудрость входит в человека не через рот. И мудрость никогда не дается без труда и опыта.

Итак, по рассказу Библии, самые первые грехи в истории человечества – это лень и гордыня. Человек гордо решил, что Творец был неправ, поставив ему столь странное ограничение («не вкушай…»). Он решил, что Бог неверно разграничил добро и зло, а вот если человек самовольно вкусит плод древа познания, то он приобретет совсем новое представление о границах добра и зла.

Человек решил стать «как бог», но без Бога и безо всякого труда. Такой странный замысел попробовали реализовать первые люди.

И это кончилось бедой. Именно с этой поры люди перестали видеть Бога и утратили свое бессмертие.

Но Бог не оставил людей. Он обещал им послать Спасителя (Христа). И еще Он ввел в жизнь людей необходимость повседневного труда – уже «в поте лица своего».

Не всякий труд хорош. Если человек работает только для своего обогащения – такой труд не приближает человека к Богу. Дурной оказывается и такая работа, которая приводит к горю людей. Вот некий человек немало потрудился, создавая отмычки к замкам. Он прекрасно овладел искусством проникновения в квартиры людей. Но его цель была дурна. А потому и труд по достижению такой цели не был добрым. Низок «труд» тех, кто выращивает и распространяет наркотики, кто открывает казино или «клубы игровых автоматов».

Если же человек работает, принося пользу людям, его труд радует и Бога. Христианин считает, что весь его рабочий день проходит перед Божьим взором, и потому старается работать честно.

Если подняться под самый купол древнего храма, то можно видеть роспись такую же тщательную и прекрасную, как и ту, которая находится прямо перед глазами стоящих внизу людей. Это значит, что древние художники работали «на совесть». Они знали, что никто из людей не увидит деталей их труда на такой высоте. Но они верили в то, что их труд видит Бог. И поэтому не позволяли себе лениться.

Итак, с христианской точки зрения труд – это не просто средство пропитания (хотя очень точны слова апостола Павла: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»). Труд – это еще и то лекарство, которое прописано человечеству Богом. Труд дает человеку опыт, знания, закаляет его характер.

 

 

ВРЕЗКА

Библия много говорит о справедливом воздаянии за труд:

«Кто пашет, должен пахать с надеждою… Не обижай наемника... В тот же день отдай плату его, чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха… Горе тому, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его… Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа".

Тот, кто задерживает заработную плату работникам, кто понуждает людей работать за гроши и жить впроголодь, поступает не по-христиански. Также неправ хозяин, заставляющий работать людей без отдыха и без выходных

 

Вопросы и задания

1. Какие заповеди получили первые люди от Творца?

2. Что такое пост?

3. В чем грех первых людей?

4. Какие трудовые усилия вредны для человека?

5. Кто является автором поговорки «кто не работает – не ест»?

6. Представь, что ты в будущем будешь владельцем предприятия. Как ты будешь относиться к своим работникам?

7. Что значит «работать на совесть»?

 


Головна | Єпархіальний відділ | Наше братство | Небесний покровитель | Молодіжки єпархії | Форум | Фотогалерея | Бібліотека | Ресурси | Архів новин

По запитаннях пов'язаних з роботою сайту звертатись до веб-майстра Відписати.

Hosted by uCoz