Приложение 2

Церковное предание о браке



СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ.
БЕСЕДА XX НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ


     Значение любви
     Мужья, любите своих жен, как и Христос возлю-бил Церковь (Еф. 5, 25).
     Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель, учит нас порядку в жизни. Хорошо! Но по-слушай, чего он требует и от тебя: тот же самый пример он приводит и далее.
     Мужья, - говорит он, - любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь.
     Видел меру послушания? Послушай же и о мере любви. Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам об ней, как Христос о Церкви. Хотя бы нужно было пожерт-вовать за нее жизнью, хотя бы нужно было тысяче-кратно быть рассеченным, или потерпеть и постра-дать что бы то ни было, не отказывайся; но и хотя бы ты потерпел все это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Ты тер-пишь это, будучи уже в союзе с женою; а Он страдал за Церковь отвращающуюся от Него и ненавидящую Его. Как Он, когда она отвращалась, ненавидела, презирала Его и была развратна, по великому Свое-му снисхождению покорил ее под ноги Свои, не при-бегая ни к угрозам, ни к порицаниям, ни к устраше-ниям и ни к чему подобному, - так и ты поступай в отношении к своей жене: хотя бы ты видел, что она пренебрегает тобою, что развратна, что презирает тебя, умей привести к своим ногам твоим великим об ней попечением, любовию и дружбою. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно ино-гда связать страхом, - а скорее и его этим не свя-жешь, он отскочит и сбежит, - но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовию и располо-женностью. Что за супружество, когда жена трепе-щет мужа? Каким удовольствием может насладиться муж, который сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной? Если бы и случилось потер-петь что за нее, не ропщи; Христос этого не делал.

     Христос более возлюбил
     И предал Себя, - говорит, - за нее, чтобы освя-тить ее, очистив (Еф. 5, 25-26).
     Значит, она была нечиста; значит, на ней были грязные пятна; значит, была безобразна и ничего не стоила. А ты какую бы ни взял жену, твоя невеста была не такова, какою Христос обрел Церковь; она не так отлична от тебя, как была отлична Церковь от Христа. При всем том Он не возгнушался ею и не возненавидел ее за ее чрезмерное безобразие. Хочешь знать, как она была безобразна? Послушай, что гово-рит Павел: Вы были некогда тьма (Еф. 5, 8). Видишь черноту ее? Что чернее тьмы? Но посмотри и дер-зость ее: Жили, - говорит, - в злобе и ненависти (Тит. 3, 3). Посмотри и нечистоту: Немысленны, непокорны. Что еще скажешь? Она была и безумна, и богохуль-на. Однако, несмотря на то, что в ней было так много дурного, Он и за безобразную предал Себя как за прекрасную, как за возлюбленную, как за достойную дивной похвалы. Недоумевая пред этим, Павел и го-ворил: Ибо едва ли кто умрет за праведника (Рим. 5, 7), и еще: Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8). И принявши ее такою, Он украшает ее и омывает и не отказывается от этого.

     Что есть истинная кросота?
     Чтобы освятить ее, - говорит Апостол, - очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свя-та и непорочна (Еф. 5, 26-27).
     Банею омывает ее нечистоту. Посредством слова, - говорит. Каком? Во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28, 19). И не только украсил ее, но и сде-лал славною, не имеющую "пятна, или порока, или чего-либо подобного". Итак, будем и мы искать этой красоты, и мы сможем стать ее творцами. Не требуй от жены того, чего у нее нет. Видишь, что [72] Цер-ковь все получила от Владыки? Чрез Него она сдела-лась славною, чрез Него беспорочною. Не отвращайся же и ты от жены из-за ее непривлекательности. По-слушай, что говорит Писание: Мала пчела между летающими, но плод ее - лучший из сластей (Сир. 11, 3). Она Божие создание: не ее ты порицаешь, но Того, Кто создал ее. Чем виновата жена? Не хвали ее и за красоту. Развратным душам свойственны такая по-хвала и такая ненависть, да и самая (страстная) лю-бовь. Ищи красоты душевной; подражай Жениху Церкви. Телесная красота производит великую наг-лость и много неразумного; она пробуждает ревность и нередко заставляет подозревать тебя в гнусных поступках. Но она, скажешь, доставляет удоволь-ствие? Один месяц или два, много, если год, но не далее; от привычки диво это скоро теряет свою пре-лесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: ослепление, безумие, высокомерие. В (удовольствии же), доставляемом не этою (красо-тою), ничего нет подобного; там любовь, начавшая-ся надлежащим образом, остается постоянною, как любовь к красоте душевной, а не телесной. Скажи мне, что прекраснее неба? Что прекраснее звезд? Скажешь: тело, - но оно не так бело; укажешь на глаза, - но они не так блестящи. Когда созданы были небеса, им удивлялись Ангелы; и мы ныне удивляем-ся им, хотя и не так, как сначала. Это от привычки. что мы ныне уже не так поражаемся ими. Но тем ли более (можно сказать это) по отношению к жене? А если приключится болезнь, то тотчас все улетает. Будем же искать в жене благоразумия, умеренности, кротости: таковы признаки (истинной) красоты, - а телесной красоты не будем искать, и не станем уко-рять ее за то, что не от нее зависит, - или лучше, и вовсе не станем укорять, потому что это свойственно дерзости, не будем огорчаться и негодовать. Или не видите, сколько таких, которые жили и с красивыми женами, но бедственно окончили свою жизнь; напро-тив, сколько таких, которые имели жен не очень бла-гообразных, но в полном благополучии дожили до глубокой старости? Истребим внутреннюю скверну, исторгнем внутренние недостатки, уничтожим пятна душевные. Бог желает такой красоты. Уготоваем ее (жену) прекрасное для Бога, а не для себя самих.

     Деньги развращают
     Не станем искать денег, ни внешнего благород-ства, но благородства душевного. Пусть никто не думает разбогатеть чрез жену: постыдно и позорно такое богатство; и вообще пусть никто не ищет здесь богатства, потому что желающие обогащаться, - ска-зано, - впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу (1 Тим. 6, 9). Не ищи от жены больших денег, и ты легко найдешь все другое. Кто, скажи мне, оставив важнейшее, станет заботить-ся о маловажном? Но, увы, мы всегда так поступаем. Если у нас есть сын, то мы не о том стараемся, что-бы он был хорош, но как бы найти ему богатую жену, не о том, чтоб был благонравен, а о том, чтоб был богат. И если начертываем образ жизни, то также не о том заботимся, как бы нам жить безгрешно, но о том, как бы нам приобретать больше прибытков. Деньги стали значить все. Оттого и повредилось все, что мы одержимы этой страстью.

     Ничего не может быть лучше...
     Так каждый из вас да любит свою жену, как само-го себя: а жена да боится своего мужа (Еф. 5, 33).
     Подлинно, это - таинство и великое таинство, по-тому что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая зачала его, в бо-лезнях родила, (оставивши) тех, которые столько бла-годетельствовали ему, к которым он привык, - и со-четается с тою, которой прежде не видел, которая ничего не имеет с ним общего, и предпочитает ее всему. Подлинно, это - таинство. И родители не пе-чалятся, когда так делается, но, напротив, печалятся, когда этого не бывает, и, в знак радости, не жалеют денежных издержек и расходов. Поистине, это - ве-ликое таинство, заключающее в себе какую-то сокро-венную мудрость. Это показал и древний пророк Моисей; об этом и ныне вопиет Павел, говоря: по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 32). Впрочем, так сказано не по отношению только к мужу, но и к жене, чтобы он согревал ее, как плоть свою, как и Христос Церковь, а жена чтобы боялась мужа. Говорит не только о любви, - но что? "Да боится своего мужа". Жена - вторичная власть; зна-чит, не должна требовать равенства с мужем, так как стоит под главою; и он не должен высокомерно смо-треть на нее, как на подчиненную, потому что она -тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама; взамен послушания она должна привносить любовь. Как глава, так и тело: тело от-дает в услужение главе руки, ноги и все прочие чле-ны; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества...

     Второй брак - уступка
     Что же скажут те, которые соединяются вторым браком? Не в осуждение говорю, - да не будет, - и Апостол дозволяет это.

     Малая церковь
     Но снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все ради нее делай и терпи: это необходимо тебе. В этом случае (Апостол) не благоволит давать совета на ос-новании внешних примеров, как это он часто делает. Достаточно было великого и сильного примера Хри-стова, в особенности для доказательства (необходи-мости) повиновения.
     Оставит, - говорит, - человек отца своего и мать. Вот, это указание внешнее. Однако ж не сказал: и будет жить вместе (с женою), но: прилепится, озна-чая этим теснейшее единение, сильнейшую любовь. Не удовольствовался и этим, но чрез наведение так изъяснил подчиненность жены, что двое уже не представляются двумя. Но сказал: в дух; не сказал: в душу, - так как это очевидно и вполне возможно, - но (сказал, что они соединяются) так, что бывают в плоть едину.
     Хотя жене принадлежит также власть в доме, имен-но - вторая, хотя она имеет начальство и равночестна мужу, - но при всем том, муж имеет нечто боль-шее, именно - преимущественное попечение о доме. Соответственно со Христом, он получил и то, чтобы не только любить (свою жену), как должно, но и благоустроять (жизнь ее). Дабы она была, - говорит, -свята и непорочна.
     Когда говорится - в плоть, разумеется любовь; равным образом, когда говорится - прилепится, так-же разумеется любовь. Если ты сделаешь ее святой и непорочной, то за этим последует все. Ищи того, что Божие, а человеческое последует весьма легко. Управ-ляй женою, и дом твой будет благоустроен. Послу-шай, что говорит Павел: Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих (1 Кор. 14, 35). Если мы так будем управлять своими домами, то будем способны и к управлению церковию, потому что дом есть малая церковь. Та-ким образом, если хороши будут мужья и жены, то все будет превосходно...

     Проклятые слово: "это мое"
     Если хочешь сделать обед или устроить пирше-ство, то не зови никого бесчестного, никого непри-личного, но если найдешь какого-либо святого бед-няка, который может благословить дом ваш, может, ступя к вам ногою, принести всякое благословение Божие, призови его. Скажу еще нечто другое. Никто из вас пусть не старается жениться на такой, которая богаче вас, но лучше на такой, которая беднее. Вошедши с деньгами, она принесет не столько удоволь-ствия, сколько скорби своими упреками, своими из-лишними требованиями, своею бранью, расточитель-ностью, грубостью. Она, может быть, будет говорить: ты еще ничего не истратил на меня; я одеваюсь на свои деньги, которыми наградили меня родители. Но что ты говоришь, женщина, будто ты одеваешься еще в свое? Что несмысленнее таких слов? Не имеешь своего тела, а имеешь свои деньги? После брака вы уже не две плоти, но сделались "в плоть едину"; а имений два, а не одно? О, сребролюбие! Оба вы сде-лались одним человеком, одним живым существом, а ты все говоришь: это мое. От диавола привнесено это проклятое и пагубное слово. Все, что гораздо необходимее этого, Бог сотворил общим для нас, а это - не общее? Нельзя сказать: мой свет, мое солн-це, моя вода - все важнейшее - у нас общее, а день-ги - не общие? Тысячекратно пусть погибнут деньги, или лучше - не деньги, а душевные расположения, которые мешают разумно пользоваться деньгами и побуждают предпочитать их всему.
     Между прочим, учи свою жену и этому, только с великою любовию. Так как увещание к добродетели само по себе заключает много тягостного, особенно для нежной и молодой девицы, то, когда будут раз-говоры о любомудрии, придумывай больше ласко-вых выражений, и в особенности исторгни из души ее понятие: "мое", "твое". Если она скажет: "мое", то скажи ей: что ты называешь своим? Я не знаю, я не имею ничего своего. Как ты говоришь: мое, когда все твое? Приласкай ее этими словами. Не видишь ли, что мы так поступаем в отношении к детям? Когда дитя схватит что-нибудь, что мы держим, и захочет еще взять что-нибудь другое, мы ему уступаем и говорим: да, это и то твое. Так же станем поступать с женой, - так как разум ее скорее детский, - и когда скажет: мое, говори: все твое и я твой. Эти слова -слова не лести, но великого благоразумия. Этим ты можешь угасить гнев ее и потушить досаду. Лесть состоит в том, когда кто поступает неблагородно по злому расположению: а это - величайшее любомуд-рие. Итак, говори: и я твой, детушка. В этом меня убедил Павел, который сказал Муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7, 4). Если же я не имею власти над собственным телом, но - ты, то тем более - над деньгами. Говоря так, ты успокоишь ее, угасишь огонь, посрамишь диавола, сделаешь ее ра-бою, покорною более, чем купленная за деньги; эти-ми словами свяжешь ее. Таким образом посредством того, что ты говоришь, научи ее никогда не гово-рить: мое, твое.

     Учение о любви
     И не просто зови ее, но с лаской, с честью, с боль-шой любовью. Уважай ее, и она не будет нуждаться в уважении от других, не будет нуждаться в одобре-нии других, если будет пользоваться твоим (уваже-нием и одобрением). Предпочитай ее всем, во всех отношениях и в отношении красоты, и благоразу-мия, хвали ее. Таким образом ты убедишь ее не вни-мать никому постороннему; но пренебрегая всеми чужими. Учи ее страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен много-численных благ. Если станем искать нетленного, то придет и это тленное: Ищите же, - сказано, - преж-де Царствия Божия и правды Его, и это все прило-жится вам (Мф. 6, 33). Каковы будут дети от таких родителей? Каковы слуги у таких господ? Каковы все приближенные к ним? Не будут ли и они исполнены бесчисленных благ? Ведь и слуги, по большей части, воспринимают обычаи своих господ и подражают их стремлениям: то же любят, что и они; говорят о том, что узнали от них; тем же и занимаются. Итак, если подобным образом будем направлять самих себя и внимать Писанию, то многому от него научимся, и чрез это сможем угодить Богу, и всю настоящую жизнь провести в добродетели, и получить блага, обещанные любящим Его, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа на-шего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
СТРОМАТЫ, КН. III


     Брак и целибат
     Воздержание состоит именно в том, в чем состо-ит, в малом обращении внимания на тело по силе исповедания веры в Бога. Воздержание состоит в уда-лении не только от удовольствий любви, но и ото всего того, чего душе, не умеющей удовлетворяться необходимым, желать непозволительно. Так можно сдерживать свой язык, свою страсть к приобретени-ям, к удовольствиям; можно сдерживать свои поже-лания. Воздержание не только учит нас умеренности; оно нас защищает умеренностью от многого дурно-го, ибо воздержанность есть сила и дар Божий. Итак, что сказать нам в ответ нашим противникам? Мы ублажаем целомудрие и тех, коим оно даровано. Мы чтим единобрачие и благопристойность в нем. Но при этом мы утверждаем, что следует быть сострада-тельными к другим и носить тяготы друг друга (Гал. 6, 2), дабы думающий, что он стоит, берегся, как бы ему не пасть (1 Кор. 10, 12). Что же касается до вто-рого брака, то Апостол говорит: ...лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9).

     Освящение тело и души
     У нас, христиан, действительно, не только дух, но и нравы, и жизнь, и тело должны быть освящаемы. Иначе в каком же смысле и для какой иной цели Апостол сказал, что жена мужем освящается, а муж женой (1 Кор. 7, 14). Иначе, то есть без сего взаим-ного освящения супругами друг друга, что значил бы и ответ Господа спрашивавшим Его касательно развода: Следует ли разводиться с женою, как позво-лил то Моисей? По жестокосердию вашему, - сказал Господь, - написал Моисей это. Не читали ли вы, что первосотворенному человеку Бог сказал: И вы двое будете плотью одной, так что кто разведется с женою своею не за преступное снискание преступной склонности другого мужчины, тот сам отпускает ее искать такой склонности (Мф. 19, 3, 7, 8 и далее; Мк. 10, 8, 2, 4, 5 и далее). "Но после воскресения, - при-бавляет Господь, - ни мужчины не будут жениться, ни женщины замуж выходить" (Мф. 22, 30; Мк. 12, 23; Лк. 20, 35). Ибо и о чреве и о пище сказано: Пища для чрева, а чрево для пищи, но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13).
     Апостол порицает здесь тех, кои жизнь на манер свиней и козлов находят достойной себя и осуждает спокойное с заглушением голоса совести погружение в объедение и утопание в животных вожделениях.
     Но "воскресение в них, - говорят еретики, - уже совершилось; поэтому-де они и отвергают брак". Если так, то пусть перестанут они вместе с тем и есть и пить, ибо Апостол сказал, что в "воскресение отме-нены будут и чрево и пища". Не имеют они после сего права ни есть, ни пить, ни прочим плотским вожделениям послаблять, коих отнюдь и не позволит себе верующий, достигший во Христе полного вос-кресения, цели наших надежд. И что я говорю? Са-мые идолопоклонники, даже и те наблюдают воздерж-ности в пище и в чувственных усладах. Тем более Царство Божие не есть пища и питие, - говорит Апостол (Рим. 14, 17). Известно, что маги, поклоня-ющиеся ангелам и демонам, придают большое значе-ние своему воздержанию от вина, мяса и дел низшей жизни животной. А подобно тому, как "смиренно-мудрие состоит в кротости, а не в небрежном отно-шении к телу" (Кол. 2, 23), точно так же и воздерж-ность есть добродетель душевная, заявляющая себя не столько вовне, сколько в совести и сокровенном состоянии духа.
     Есть еретики, брак прямо называющие делом не-законным и учащие, что это учреждение диавольское. Будучи надутыми бахвалами, они утверждают о себе, что подражают Господу, Который оставался-де без-брачным и не владел на земле никакой собственно-стью; и они похваляются, что лучше всех остальных христиан выразумели Евангелие. Но Писание отве-чает им: Бог гордьш противится, а смиренным дает благодать (Притч. 3, 34; Иак. 4, 6; 1 Пет. 5, 5). Затем, они не вникают в причину, почему Господь оставал-ся безбрачным. Во-первых, Его невестой была Цер-ковь. Потом Он не был обыкновенным человеком, чтобы по плоти нуждаться в какой-либо помощнице. И детей Ему не было необходимости иметь. Ему, Ко-торый живет вечно и есть Единородный Сын Божий. Но Сей Самый Господь говорит: Что Бог сочетал, человек да не разлучает (Мф. 19, 6; Мк. 10, 9). И еще: И как было во дни Ноя, ели, пили, женились и замуж выходили и домы строили, садили; и как было во дни Лота: так и будет в пришествие Сына Человеческого (Мф. 24, 37; 38, 39; Лк. 17, 28). И показывая, что это относится не к язычникам. Он добавляет: Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле (Лк 18, 8)? И опять: Горе беременным и питающим сосцами в те дни (Мф. 24, 19; Мк. 13, 17; Лк. 21, 23). Но и сие сказано аллегорически. Посему Он и "времени" не определяет, которое Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7), сим сказывая, что мир имеет существо-вать из рода в род.

     Ответственность о детях
     Что же касается до нашего мнения о браке, о пище и вещах сим подобных, то уже здесь, при начале на-ших рассуждений о сих предметах, мы выразим во-обще наше мнение о них. Не нужно подпадать под власть страстей и не следует их голосом определять-ся в своих действиях, а ограничивать свои желания лишь самым необходимым. Мы не пожеланий чада (Ин. 1, 13), а воли. Кто женится, чтобы иметь детей, тот должен быть воздержным, и даже по отношению к своей собственной жене не питать пожеланий; ко-нечно, он обязан ее любить, но в прижитии детей должен руководиться желанием честным и благопри-стойным. Ибо мы научены "попечения плоти не пре-вращать в похоти, а вести себя благопристойно, как днем", ходя во Христе, Который есть наш солнеч-ный день; устроять свою жизнь должны мы разумно, так чтобы она была отражением света Христова, познания о Нем, не предаваясь ни пированием и пьян-ству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13, 13).
     Не следует понимать воздержание односторонне, то есть в отношении лишь дел плоти; оно должно простираться и на все остальные вожделения, каким отдается чувственная душа наша, жаждущая наслаж-дения, не довольствующаяся необходимым. Воздержание состоит в малом обращении внимания на день-ги, в заглушении сладострастия, в установлении на богатства и на театральные зрелища точки зрения возвышенной. Оно заключается далее в обуздании языка, в укрощении беспутных желаний, в представ-лении господства над ними разуму. Уже и ангелы некоторые, не сдержав своих страстей и побеждены будучи пожеланиями, не пали ли с неба на землю?
     Но как скоро кто решился или оставаться девствен-ным или соединиться брачными узами, нужно тому уже непоколебимым оставаться в своем раз приня-том решении и никогда не уклоняться к худшему. Потому что кто, - чрез согласующиеся с духом Ло-госа чистоту и полноту воздержности, - непорочность своей жизни, в кругу раз им избранном, в состоянии усугубить и возвысить, то такая жизнь пред Госпо-дом получает тем больше достоинство. Если же кто, имея стремления к высшей славе, избранный им раз род жизни оставил бы, то каким образом после сего он и мог бы еще питать надежду на достижение со-вершенства? Нет, и безбрачие и брак предъявляют человеку свои особые требования и специальные обязанности, равно ценные в очах Господних. Так в браке почтенны заботы о жене и детях и об их со-держании. Уже и обыденные обязанности брачного союза из супруга вполне доблестного делают род Провидения, так как ему приходится постоянно оза-боченным быть благом семьи и стараться об удовле-творении всех нужд ее. Вот почему и требует Апо-стол, чтобы в епископы были поставляемы люди, чрез управление семьей подготовленные к попечению о целой церкви (1 Тим. 3, 4-5). Итак, каждый пусть будет занят делом исполнения лежащих на нем обя-занностей "в том звании", которое проходил, когда был призван (к Христу), дабы ему быть свободным во Христе и получить награду, соответствующую его служению (1 Кор. 7, 22-24).

     Беззаконный целибат
     Начало мудрости, - говорит Писание, - есть страх Господень (Притч. 1, 7). Человек же совер-шенный все покрывает, все переносит из любви, угождая не человекам, но Богу (1 Кор. 13, 1-7; 1 Фее. 2, 4). Его поведение вызывает похвалы ему у народа не по тем последствиям оного, что каждый видит в том личную для себя пользу, а потому, что пример его похваляющими считается достоподражательным. Но кроме воздержных этого рода, сдерживающих не-упорядоченные свои душевные порывы по сим мо-тивам, есть еще иного рода воздержные, оказываю-щиеся таковыми потому, что желают они удержать за собою раз приобретенные блага; в различении благ истинных от ложных они достигают величия неутрачиваемого; из оного и проистекают дела их и добродетели.
     Случается ли непредвиденное несчастие какое, под покровительством своей добродетели гностик все-таки не оставляет своего образа действий, потому что в добром научном имуществе, ему свойственном, имеет он сокровище прочное, от него неотделимое; сокровищем же сим состоит познание вещей боже-ских и человеческих. Затем воздержание этого рода людей, воздерживающихся от вещей плотских из желания удержать за собою раз приобретенные ду-ховные блага, и потому твердо, что ведение их ни-когда не может обратиться в неведение; добро их никогда не может злом стать. Вот почему наш гно-стик ест, пьет, женится не из-за себя самого и не в видах осуществления чрез брак главной цели своей жизни, но по необходимости. Я говорю, мудрец же-нится. Да, если это Логос повелевает ему и если это согласуется с его обязанностями.
     Человек совершенный имеет в сем пример для себя в лице Апостолов. Да и вообще нужно сказать, что энергия человека заявляет себя не в уединении и не в жизни одинокой. С каким геройским мужеством срав-ниться может того мужество, кто в браке, имея де-тей, заботясь о семействе, состоя господином как над удовольствием, так и над выпадающим на его долю горем, по силе своей любви к Богу, однако же, оста-ется в неразрывном союзе с Ним? Сколько затрудне-ний приходится ему преодолевать при этом; как ча-сто должен он вооружаться против искушений, ему преподносящихся в образе детей, жены, слуг, имуще-ства. Бессемейный же уже вследствие этого самого свободен от множества соблазнов.
     Так человек, занятый материальным своим домо-строительством, хотя и уступает в деле своего спасе-ния человеку свободному от этих забот, зато превос-ходит его тем, что по своим заботам об осуществле-нии истинного учения в реальной жизни представля-ет собою подобие, хотя и слабое, Провидения.

ОТЕЦ АЛЕКСАНДР ЕЛЬЧАНИНОВ (1881-1934)
ИЗ "ЗАПИСЕЙ"


     Существует жизнь монашеская и жизнь в браке. Третье состояние - девственник в миру - чрезвычай-но опасно, полно соблазнов и не всякому посильно. Кроме того, такие люди и для окружающих пред-ставляют большую опасность: сияние и красота их девственности, когда не понятно их непосредствен-ное религиозное значение, есть притягательное брач-ное оперение, влекущее к себе и возбуждающее чув-ственность.

     Брак - это преображение
     Брак - это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, рас-ширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истинной полноте.
     Индивидуализм нашего времени создает в браке особые трудности. И для преодоления их необходи-мы сознательные усилия обеих сторон, чтобы сде-лать брак истинным "хождением в присутствии Божием" (только Церковь в состоянии по-настоящему и до конца разрешить эти проблемы). И еще, - ка-залось бы, самое простое, но на деле самое трудное - твердая решимость отвести в браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу - подъять тяжесть и ответственность быть главой семьи. Если такая решимость и желание обнаружи-ваются, Бог всегда поможет на этом трудном и му-ченическом ("Святии мученицы..." - во время хож-дения вокруг аналоя), - но вместе с тем и блажен-ном пути.
     Брак, плотская любовь - величайшее таинство и тайна, так как через него осуществляется нечто наи-более реальное и вместе с тем наиболее таинственное из всех возможных форм человеческого общения. Качественно, брак дает нам возможность подняться над обычными правилами человеческих отношений и войти в сферу чудесного и сверхчеловеческого.
     В плотской любви, помимо ей одной присущей ценности, Бог даровал этому миру часть Своего все-могущества: человек творит человека, новая душа входит в мир.

     Полнота жизни
     Человек может войти в структуру этого мира толь-ко через свою семью.
     Ни мужчина, ни тем более женщина не обладают в браке никакой властью друг над другом. Насилие над волей другого, хотя бы совершенное во имя любви, убивает саму любовь. И тогда возникает во-прос: надо ли подчиняться такому насилию, раз в нем кроется опасность для самого дорогого? Бесчис-ленное количество несчастных браков наблюдается именно от того, что каждая сторона считает себя соб-ственником того, кого любит. Отсюда почти все труд-ности в браке. Но величайшая мудрость его скрыта в том, чтобы дать полную свободу тому, кого лю-бишь: наш земной брак - подобие брака небесного (Христа с Церковью), а там - полная свобода.
     О женщине сказано - "немощный сосуд". Эта "не-мощь" заключена главным образом в подвластности женщины природным стихиям - в ней самой и вне ее. В силу этого - слабый самоконтроль, безответ-ственность, страстность, слепота в суждениях. Почти ни одна женщина не свободна от этого, она - раба своих страстей, своих антипатий, своего "хочется". Только в христианстве женщина может стать равной мужчине, подчинив высшему началу свой темпера-мент, приобретая благоразумие, терпение, правиль-ное суждение и мудрость, потому что в этих услови-ях возможна ее истинная дружба с мужем.
     Как грустно и неполно существование девушки и какая полнота существования у женщины. Никакой любовный роман не может заменить брака. В лю-бовном романе люди являются в пышности, в рас-цвете, но это не они сами, а их призрачная, приук-рашенная действительность, где жизнь каждого из двух - непременно поза, хотя бы простительная и невинная.
     Только брак может даровать человеку полноту познания другого человека - это чудо ощущать, ося-зать видеть другую личность так же неповторимо и единственно, как и познание Бога. По этой причине можно сказать, что до брака человек как бы сколь-зит над жизнью, наблюдая ее со стороны, и только в браке погружается в самую жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение истинным позна-нием и истинной жизнью рождает то чувство завершенной полноты и удовлетворенности, которое де-лает нас богаче и мудрее.

     Дети
     Но эта полнота приобретает еще большую глуби-ну в том, что двое, согласных и объединенных лю-дей, дают начало третьему - своему ребенку.
     Здесь-то и появляются непредвиденные трудности: вместо всеобъемлющей полноты обнаруживается вза-имное непонимание, протесты и почти неизбежное отделение ребенка от нас. Двоица не может стать совершенной троицей. Почему так устроено? Что это, неминуемая неудача? И можем ли мы предпринять что-либо со своей стороны для предотвращения по-добного? Тот, кому мы дали жизнь, есть частичка нас самих - наша плоть и кровь и душа. В ребенке мы узнаем наши собственные привычки и склонно-сти - откуда же тогда появляется это всеразрушающее противоречие?
     Я думаю, что добрая супружеская пара произве-дет на свет доброго ребенка, который продолжит свое дальнейшее развитие по законам совершенства. Но если у супругов существует какой-то неразрешенный конфликт как противоречие, ребенок будет отпры-ском этого противоречия и продолжит его. Если су-пруги, находясь в антагонизме, примирятся только внешне и не пойдут по пути завоевания новых вы-сот, это, несомненно, отразится и на их ребенке.
     Другое пояснение: в ребенке вместе с душой и те-лом, полученным от нас, существует и нечто новое, иное, индивидуальное и существенное - единствен-ная и неповторимая личность со своим собственным путем в жизни.
     И потому при воспитании самое важное для детей - видеть своих родителей живущими напряженной внутренней жизнью.

     Семейные проблемы
     Философия семейных ссор: чаще всего они - ре-зультат упреков жены в адрес мужа, может быть и заслуженных (гордость). Но их необходимо выслу-шать хотя бы для того, чтобы обнаружить первопри-чину этих ссор, которые часто происходят от стра-стного желания жены видеть своего мужа лучше, чем он есть на самом деле, а также от ее идеалистической настроенности. В таких случаях жена начинает сты-дить своего мужа, а он в свою очередь упрекает ее. Женатый мужчина особенно склонен к тому, чтобы опираться на эмпирические факты. Жена старается отклонить от этого своего мужа, она ждет от него большего.
     В этом смысле семейные раздоры, как это ни стран-но, являются доказательством того, что уже дает брак (а не только того, что ожидается в будущем): и в том новом человеческом существе, в которое слились двое, жена играет роль совести.
     Вот почему ссоры между близкими людьми даже полезны - потому что в огне ссоры сгорает весь му-сор обид, недоразумений, накопившихся иногда за долгое время. И после взаимного объяснения и испо-веди наступает чувство полной ясности и спокойствия - все выяснено, ничего не тяготит. Тогда высвобож-даются именно способности души и, входя в обще-ние друг с другом, договариваются до удивительных вещей, достигается полное единодушие, единомыслие.

     Любовь - это праздник
     В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единствен-ный путь для этого - углубление духовной жизни каж-дого, постоянная работа над собой.
     Брачная любовь - это такая драгоценность, и по-терять ее так ужасно - а иногда она исчезает из-за пустяков. Нам следует направить все свои мысли и усилия к сохранению и упрочению этой любви (не забывая о ее божественном характере). Все осталь-ное придет само собой.

     План поучения о броне
     Тезис: Брак - благословенное Богом учреждение: Кана Галилейская, плодитесь и размножайтесь (Быт. 9, 1), таинство брака брачная церемония. Все во благо.
     Антитезис: Хорошо вам оставаться, как я (1 Кор. 7, 8); сто сорок четыре тысячи девственников, кото-рые были искуплены от земли и не осквернились с женами (Откр. 14, 3-4); скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного (Мф. 19, 12); отсутствие святых, прославленных за семейные доб-родетели.
     Синтез: Все это осуществлено ради нашей пользы, ради нас всех, зараженных грехом, включая и состо-ящих в браке: Адам и Ева сотворены до падения; "Песнь Песней"; евангельская символика: "брачный пир", жених и невеста - Христос и Церковь, Тайна сия велика (Еф. 5, 32).



 
Одноименная глава книги: Протоиерей Иоанн Мейендорф
"Брак в православии"
Клин: Фонд "Христианская жизнь". 2000


Hosted by uCoz